Главным источником загрязнения воздуха в Алматы власти назвали автотранспорт. В связи с этим в ближайшее время на бюджетные деньги планируется провести исследования проб автомоторного топлива. А также закупить портативные приборы для выявления вредных веществ, выделяемых автомобилями. Однако по мнению ряда экспертов, такой подход однобокий и непрофессиональный. Проблема глубже и требует более кардинальных решений.
Экономист Асет Наурызбаев считает: нет достоверных исследований, подтверждающих, что автотранспорт — главный фактор загрязнения Алматы.
— Как известно, автотранспорт выделяет больше углекислого газа, но он менее вреден, чем, например, оксид серы. Но снижать выбросы автотранспорта все равно стоит — это одна из мер. Проблема в том, что
все, что организуется государством, нередко имеет под собой коррупционную составляющую
Поэтому в частных лабораториях должны быть проведены независимые проверки качества реализуемого бензина. Кроме того, стандартной процедурой техосмотра — раз в два года — должны контролироваться и сами автомобили. Сегодня это опять превращено в коррупционную схему: справку можно получить не выходя из дома.
Поэтому надо внедрить централизованную систему контроля СТО: как только машина туда заезжает, в ней должны фиксироваться все данные. Если выявится, что автомобиль по выбросам превышает установленные нормы, владелец пусть платит больше. При этом
нужно, чтобы проверялся и областной транспорт,
— говорит он.
По наблюдениям Наурызбаева, экопосты сегодня тоже не работают как надо. При этом он не считает необходимым вводить какие-то ограничения для иногороднего транспорта.
— Идея с платным въездом и экологическим сбором есть, но она должна обсуждаться с гражданами города. Задача непростая, ведь наше государство унитарное, это будет дискриминацией неалматинцев, — считает он.
С ним солидарен и экономист Магбат Спанов. Не стоит винить только автотранспорт, это однобокий и непрофессиональный подход. Да, есть старые автомобили, не соответствующие евростандартам. Но по мнению Спанова,
намеченные исследования автотоплива и закупка приборов имеют в основе чей-то коммерческий интерес
Эксперт называет это «честным способом отъема денег у населения».
— Негативное влияние на экологию Алматы оказывают и отдельные производства, — отмечает он. — Немаловажный фактор — непродуманная застройка южной столицы. В советские времена ее контролировал горный инженер Динмухамед Кунаев: продумывалась роза ветров, арычная система полива и пр. Сейчас все застроено высотками, и город стоит, как в котловане.
Свои опасения по поводу экологических проблем Алматы и мер по борьбе с ними высказал и общественник и активист в борьбе за экологию Абай Ерекенов.
— У нас есть данные двух лет наблюдений, собранные НПО AUA Group с помощью пылимеров иностранного производства, внесенных в госреестр, то есть инструментов измерения канцерогенных микрочастиц. Эти приборы размещены в разных частях города.
За два года наблюдений мы можем убедиться, что Алматы превратился в зону экологического бедствия,
— заявляет он.
Так, по его словам, согласно нормативам СанПиН, загрязнение воздуха в мегаполисе превысило критический уровень в восемь раз.
— И вместо того, чтобы объявлять ЧС и принять меры по ликвидации источников загрязнения воздуха, власти делают вид, что все в порядке.
Основными источниками загрязнения являются угольные ТЭЦ, а также предприятия и частный сектор, которые тоже отапливаются углем. Причем эту информацию чиновники старательно скрывают. Айгуль Соловьевой, председателю правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организации Казахстана», удалось «вырвать» у акимата данные о стационарных источниках загрязнения воздуха в Алматы.
Цифры она озвучила на конференции экологов в Алматы — 4 тысячи источников стационарного загрязнения! Причем по официальным отчетам госорганов,
на ТЭЦ приходится 67% загрязнения
— Подобные исследования проводились и в США, и в Европе — во всех цивилизованных странах в свое время пытались определить основной источник загрязнения. И везде было признано, что это именно ТЭЦ! Постепенно их закрывают во всем мире.
Был очень большой европейский проект — закрытие ТЭЦ в Польше
Это была колоссальная социальная проблема. Потому что помимо закрытия угольных ТЭЦ надо было закрывать и угольные шахты, соответственно работы могли лишиться шахтеры. Евросоюз профинансировал этот проект, и все закрыли, — рассказывает Абай Ерекенов.
Он отмечает, что как только в Алматы заканчивается отопительный сезон (период с 15 апреля по 1 июня и с 1 сентября по 15 октября),
когда подходит к концу учебный период, а поток машин не становится меньше, все равно происходит резкое сокращение уровня загрязнения воздуха
— С этого времени можно начинать «дышать». Однако
у нас есть «угольная мафия», и для нее это колоссальный бизнес
Можно, конечно, модернизировать и угольные котельные, но глобальных изменений не будет, потому что технологии уже устаревшие, еще 60-70 годов.
— В свое время мировые миллиардеры пытались их модернизировать, чтобы сохранить свой бизнес. Но в итоге им не удалось улучшить ни экологичность, ни КПД, ни экономическую эффективность. Сегодня на смену ТЭЦ во всем мире приходит более современные технологии — ко- и тригенерация на природном газе (когенерация — комбинированное производство тепловой и электрической энергий — до 30% потребностей; тригенерация — процесс совместной выработки электричества, тепла и холода — ред.). КПД у такой технологии доходит до 90%. Установка может обслуживать или квартал, или отдельно взятый бизнес-центр, или больничный комплекс. Снимается необходимость в содержании 2 500 километров трубопроводов. Кстати,
постоянный рост тарифов на коммунальные услуги связан с постоянным капремонтом и модернизацией тепломагистралей,
— отмечает общественник.
По словам Абая Ерекенова, переход на новый вид технологии для получения энергии не только улучшит экологическую ситуацию, но и поспособствует демонополизации.
— Я излагаю свое видение, опираясь на опыт газификации Тбилиси компанией «КазТрансГаз», в которой работал.
Этим бизнесом сможет заниматься и средний бизнес, взяв на себя обеспечение энергией отдельного квартала города
в рамках государственно-частного партнерства. Люди, живущие в квартале, могут сами выбирать поставщика. Но чтобы такая модель пришла на смену существующей, нужна политическая воля, — заключает эксперт.