В беседе с армянским порталом news.am посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев высказался по вопросу импорта автомобилей в ЕАЭС.
По словам дипломата, на сегодняшний день два наиболее актуальных вопроса по автомобильному импорту в ЕАЭС касаются льготного режима «растаможивания» для граждан Армении и порядка использования ввезенных в Армению по льготному режиму автомобилей на территории других стран ЕАЭС.
«О временном характере таких льгот и тем более вреде злоупотреблений льготами для построения прозрачного и конкурентоспособного рынка производств нашего союза всем хорошо известно, —
уверен Уразаев. —
Наши страны должны научиться сами производить нужные и новые товары, а не импортировать бесконечно аналогичную продукцию (причем не новую),
«убивающую» наше же производство, автомобильное в частности. Льготы – это всегда исключение из правила.
Что касается условий использования ввезенных в ЕАЭС по льготному режиму автомобилей, тем более с армянскими регистрационными номерами, в других странах союза, они предусмотрены в договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29 мая 2014 года, в частности, в приложении 3 к договору. Там говорится о необходимости «зарегистрировать» автомобиль (п. 35) на территории другой страны союза в течение 10 дней и уплатить разницу между «льготным» тарифом и единым таможенным тарифом (ЕТТ) (пп. 13 и 31), если гражданин хочет его использовать там долговременно, либо ждать, когда пройдет три года для ввезенного автомобиля, отсчитывая с начала применения Арменией ЕТТ (т. е. примерно после 2023 года).
У стран союза есть и обязательства, вытекающие из положений договора (п. 40, абзацы 2, 3). Кстати, разъяснения в стенах парламента Армении давались и относительно разницы в экологических стандартах в странах союза и возможности правильного взимания как штрафов за нарушения правил дорожного движения владельцами таких автомобилей, так и налоговых сборов, положенных по национальному законодательству страны.
Хочу призвать граждан интересоваться нормами законодательства и договоров, потому что их незнание не освобождает от ответственности
за их несоблюдение. Наверное, необходима также и более широкая разъяснительная кампания со стороны государственных органов. Именно по этой причине
правительство Казахстана в вопросе использования автомобилей идет на разумный компромисс, вводя новую форму регистрации («желтые номера») и отсрочивая на год сроки уплаты разницы в пошлинах, налогах и сборах»