Госучреждения и структуры обязали поддержать отечественные отрасли легкой промышленности.
2019 год выдался не лучшим для некоторых отраслей отечественной легкой промышленности. Например, объем производства хлопчатобумажных тканей составил чуть более 14 млн кв. метров за год. По сравнению с 2018 годом показатель упал на 42%. Более того, нынешний объем – худший за последние как минимум 7 лет.
Именно поэтому спикер сената Казахстана Дарига Назарбаева призывает министерства и госорганы поддерживать отечественное производство, которое на самом деле на грани выживания. Ведь потенциальные покупатели — за границей.
При этом начало года не предвещало такого катастрофического результата. В первом полугодии было произведено 10,9 млн кв. м тканей (в январе-июне 2018 – около 13,4 млн). А вот дальше началось пике:
Ноябрь стал худшим месяцем более чем за 6 лет – меньший объем выпуска в последний раз был в августе 2013 года. Но
тогда это было разовым падением, теперь же – продолжением негативной тенденции
Не добавляет оптимизма, казалось бы, резкий рост производства в декабре, поскольку в первом месяце 2020 рост явно замедлился.
Еще одно направление легкой промышленности, объемы производства в котором снижаются, это производство детской одежды. В 2019 году было выпущено товаров на общую сумму всего 26 млн тенге – годом ранее показатель был на уровне 169,7 млн. Сократился и выпуск нижнего белья: за 11 месяцев — 766,5 тыс. единиц, что на 39% меньше показателей 2018.
В ноябре 2019 года в Казахстане было произведено более 25,6 тыс. свитеров, джемперов, пуловеров и прочих аналогичных товаров. Это новый рекорд (предыдущий составлял 21,3 тыс. в ноябре 2018). В декабре показатель оказался чуть ниже – 24,5 тыс., что на общем фоне также смотрится неплохо. Всего в 2019 году отечественные производители подготовили 177,4 тыс. единиц подобной продукции, нарастив мощности на 4,2%.
В мае 2019 было выпущено 50,7 тыс. единиц верхней трикотажной одежды. И это уникальный показатель – за весь 2015 год производство было меньше. При этом среднемесячный показатель в 2016-18 гг. составлял чуть более 6,3 тыс. единиц.
Благодаря майским успехам средняя производительность в 2019 году выросла до 13 тыс. единиц в месяц
Всего за год было выпущено 158 тыс. единиц верхней трикотажной одежды.
Растет производство и других видов изделий:
Казалось бы, производство значительного количества позиций растет, однако доля отечественных производителей на рынке крайне мала.
Разве что на рынке спортивной одежды отечественные производители чувствуют себя относительно свободно: тут доля рынка составляет 19,8%.
Более того, иностранного текстиля в Казахстане становится все больше. По итогам 2019 в республику было завезено 61,9 тыс. тонн одежды.
Для сравнения: в 2018 объем составлял 37,2 тыс. Общая стоимость завезенной продукции составила 670,6 млн долларов – на 28,3% больше, чем годом ранее. Одежда является восьмым по объемам импортируемым товаром, а продают ее Казахстану 100 стран, включая такие экзотические для нашей экономики, как Ливан, Гватемала, Кабо-Верде и Сен-Бартелеми.
В марте 2019 года была представлена программа массированной поддержки отраслей стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. Рассчитана она на 3 года. Ожидается, что с учетом мер поддержки (закупки, сбыт, субсидии и др.) дополнительный вклад в прирост производства в легкой промышленности составит в среднем не менее 34 млрд тенге в год.
Программа включает в себя 54 пункта, разбитых на 9 категорий. Среди них: обеспечение сырьем отечественные предприятия, борьба с нелегальным оборотом товаров, экономическое стимулирование, техническое регулирование и т. д.
Особняком выделяется раздел «Меры в области государственных закупок и повышения доли казахстанского содержания».
Согласно ему
доля местного содержания в закупках должна повышаться на 20% от прошлого года
Распространяется это на все госорганы, госучреждения, национальные холдинги и прочие аналогичные структуры.
То есть армия, больницы, железнодорожная монополия и прочие органы и учреждения должны с каждым годом наращивать закупки одежды, белья и прочей продукции у местных производителей минимум на 20%.