Бизнес авторских обществ в Казахстане превратился в рэкет. Рестораны, клубы, шоурумы, салоны красоты оказались под прицелом.
По закону, за трансляцию музыкальных произведений в заведениях бизнесмены должны платить отчисления авторам и исполнителям. Этот процесс курируют авторские общества, которых в стране несколько. Вот только вместо контроля исполнения закона об авторском праве
их представители стараются выискивать нарушения. Бизнес авторских сообществ, по сути, превратился в инструмент «взимания дани»
с предпринимателей. О ситуации в этой сфере рассказал автор и председатель авторского совета республиканского общественного объединения «Абырой» Ерлан Стамбеков.
— Сегодня в стране есть несколько аккредитованных авторских обществ, которые по закону обязаны заниматься защитой авторских прав. Условно говоря, это означает, что если где-то звучат какие-то произведения, авторские отчисления должны поступать в авторское общество. Там проверяют, есть ли в списке авторы, чья музыка воспроизводилась, и
авторское общество перечисляет деньги в то общество, в котором эти авторы состоят
По такому же принципу оплачивают вознаграждение авторам телеканалы и радиостанции. По договору, в пользу авторских обществ они обязаны перечислять 1% от своего оборота, прилагая заполненные рапортички с пояснениями, сколько произведений и каких исполнителей прозвучало в эфире за указанный срок.
— А как авторские общества перечисляют авторам средства?
— По соглашению, получив рапортичку и видя там российских авторов, авторское общество отправляет средства за них в «Российское Авторское Общество» (РАО). Там их распределяют непосредственно между авторами. Если же это международные исполнители, у РАО, как правило, договоры по ним тоже есть, и средства перенаправляются им. Если конечно у казахстанского авторского общества нет прямых договоров с иностранными правообладателями, таких, к примеру, как Sony Music.
— Какой процент денег достается самим авторским обществам?
— Они оставляют себе от 15% до 30% от полученных средств, в эту сумму входят и эксплуатационные расходы.
— А как происходит распределение списка авторов между авторскими обществами — казахстанских, российских, американских и так далее, за которых они получают отчисления от телерадиоканалов и заведений?
— Между казахстанскими авторскими обществами есть договоренности. Если, к примеру, обществу «Абырой» поступили деньги, причитающиеся автору, который числится в авторском обществе «КазАК», 30% положенного дохода они распределяют между собой.
— А почему авторское общество берет средства за исполнителя, который у них не числится?
— Обычно, у теле- и радиокомпаний заключен договор с определенным авторским обществом. И это не их «головная боль», если в списке авторского общества не числится транслируемый исполнитель.
Авторские общества, взяв оплату, дальше сами занимаются распределением этих средств. Это их компетенция
Между тем большинство телеканалов до определенного периода имели отношения с авторским обществом «Абырой». Но когда в этой компании начался откровенный беспредел (не отправляли отчеты, бухгалтерия работала через пень-колоду и т.д.), большинство телеканалов стали сотрудничать с авторским обществом «КазАК».
— Некоторые исполнители на сайте авторских обществ объявлены в розыск. Почему?
— Когда авторское общество не может найти исполнителя, оно объявляет его в розыск. Но
дошло до смешного: в розыск, например, объявили Кайрата Нуртаса
Или Мейрамбека Беспаева, хотя тот сам входит в состав одного из таких обществ.
— Расскажите, почему сегодня возникают проблемы с авторским сообществами у представителей HoReCa?
— Возьмем, к примеру, ресторатора, который заключил договор с авторским обществом. Каждый день в его заведении играет какая-то музыка — по 300-400 песен разных исполнителей. Сидеть и заполнять формуляры, какая песня сколько раз прозвучала, весьма проблематично — для начала деньги бы заработать. Поэтому
сложилась порочная практика, когда авторское общество предлагало бизнесмену дать пустую рапортичку с печатью, обещая все заполнить самостоятельно
И вот что происходит: за музыку, которая играла в его ресторане, предприниматель перечисляет живые деньги. Сложно поверить, что авторские общества вносят в рапортичку именно тех исполнителей и те произведения, которые звучавших именно в то время. Чаще всего туда вписывают ближний круг авторов. Доходило до смешного: в один день одно и то же произведение могло звучать десять раз, или, например, в баре-ресторане типа SOHO проигрывались произведения казахстанских авторов. Как автор в том числе, я получал какие-то деньги, но насколько они честные и правильно ли были начислены?
Подозрение вызывает и такой факт, что каждый год я получал одну и ту же сумму
— Иногда представители авторских обществ под предлогом защиты авторов приходят в ресторан, который еще не успел заключить договор ни с одним авторским обществом.
Они включают диктофон, записывают фоновую музыку, а потом выставляют ресторатору штраф
на сумасшедшую сумму, мотивируя тем, что музыка используется незаконно. Такой подход я называю рэкетом, причем узаконенным — они имеют на это полное право.
— Почему же сначала не делают предупреждение?
— Вот и я о том же! Как член авторского общества «Абырой», на заседании в палате предпринимателей в Алматы я предложил прекратить заниматься подобным рэкетом — им занимаются недобросовестные авторские общества. Наша задача проводить профилактику. Нужно составить меморандум, пригласить рестораторов, пусть подпишут.
В рамках этого меморандума мы проведем разъяснительную работу об авторском праве
и о том, как его использовать, расскажем о мобильном приложении, которое само распознает и записывает музыку, которая звучит в заведении, а потом автоматически передает это в авторское общество. Я считаю, что в век цифровизации законодательство в этой сфере нужно ужесточать. И этим должно заниматься Министерство юстиции.