Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Авторские общества в Казахстане не помогают, а вымогают — Стамбеков

1535

По закону, за трансляцию музыкальных произведений в заведениях бизнесмены должны платить отчисления авторам и исполнителям. Этот процесс курируют авторские общества, которых в стране несколько. Вот только вместо контроля исполнения закона об авторском праве

их представители стараются выискивать нарушения. Бизнес авторских сообществ, по сути, превратился в инструмент «взимания дани»

с предпринимателей. О ситуации в этой сфере рассказал автор и председатель авторского совета республиканского общественного объединения «Абырой» Ерлан Стамбеков.

Ерлан Стамбеков

Что делают авторские общества?

— Сегодня в стране есть несколько аккредитованных авторских обществ, которые по закону обязаны заниматься защитой авторских прав. Условно говоря, это означает, что если где-то звучат какие-то произведения, авторские отчисления должны поступать в авторское общество. Там проверяют, есть ли в списке авторы, чья музыка воспроизводилась, и

авторское общество перечисляет деньги в то общество, в котором эти авторы состоят

По такому же принципу оплачивают вознаграждение авторам телеканалы и радиостанции. По договору, в пользу авторских обществ они обязаны перечислять 1% от своего оборота, прилагая заполненные рапортички с пояснениями, сколько произведений и каких исполнителей прозвучало в эфире за указанный срок.

Процесс перечисления

— А как авторские общества перечисляют авторам средства?

— По соглашению, получив рапортичку и видя там российских авторов, авторское общество отправляет средства за них в «Российское Авторское Общество» (РАО). Там их распределяют непосредственно между авторами. Если же это международные исполнители, у РАО, как правило, договоры по ним тоже есть, и средства перенаправляются им. Если конечно у казахстанского авторского общества нет прямых договоров с иностранными правообладателями, таких, к примеру, как Sony Music.

Какой процент денег достается самим авторским обществам?

— Они оставляют себе от 15% до 30% от полученных средств, в эту сумму входят и эксплуатационные расходы.

Особенности договора

— А как происходит распределение списка авторов между авторскими обществами — казахстанских, российских, американских и так далее, за которых они получают отчисления от телерадиоканалов и заведений?

— Между казахстанскими авторскими обществами есть договоренности. Если, к примеру, обществу «Абырой» поступили деньги, причитающиеся автору, который числится в авторском обществе «КазАК», 30% положенного дохода они распределяют между собой.

— А почему авторское общество берет средства за исполнителя, который у них не числится?

— Обычно, у теле- и радиокомпаний заключен договор с определенным авторским обществом. И это не их «головная боль», если в списке авторского общества не числится транслируемый исполнитель.

Авторские общества, взяв оплату, дальше сами занимаются распределением этих средств. Это их компетенция

Между тем  большинство телеканалов до определенного периода имели отношения с авторским обществом «Абырой». Но когда в этой компании начался откровенный беспредел (не отправляли отчеты, бухгалтерия работала через пень-колоду и т.д.), большинство телеканалов стали сотрудничать с авторским обществом «КазАК».

Что не так в работе авторских обществ?

— Некоторые исполнители на сайте авторских обществ объявлены в розыск. Почему?

— Когда авторское общество не может найти исполнителя, оно объявляет его в розыск. Но

дошло до смешного: в розыск, например, объявили Кайрата Нуртаса

Или Мейрамбека Беспаева, хотя тот сам входит в состав одного из таких обществ.

— Расскажите, почему сегодня возникают проблемы с авторским сообществами у представителей HoReCa?

— Возьмем, к примеру, ресторатора, который заключил договор с авторским обществом. Каждый день в его заведении играет какая-то музыка — по 300-400 песен разных исполнителей. Сидеть и заполнять формуляры, какая песня сколько раз прозвучала, весьма проблематично — для начала деньги бы заработать. Поэтому

сложилась порочная практика, когда авторское общество предлагало бизнесмену дать пустую рапортичку с печатью, обещая все заполнить самостоятельно

И вот что происходит: за музыку, которая играла в его ресторане, предприниматель перечисляет живые деньги. Сложно поверить, что авторские общества вносят в рапортичку именно тех исполнителей и те произведения, которые звучавших именно в то время. Чаще всего туда вписывают ближний круг авторов. Доходило до смешного: в один день одно и то же произведение могло звучать десять раз, или, например, в баре-ресторане типа SOHO проигрывались произведения казахстанских авторов. Как автор в том числе, я получал какие-то деньги, но насколько они честные и правильно ли были начислены?

Подозрение вызывает и такой факт, что каждый год я получал одну и ту же сумму

Узаконенный рэкет

— Иногда представители авторских обществ под предлогом защиты авторов приходят в ресторан, который еще не успел заключить договор ни с одним авторским обществом.

Они включают диктофон, записывают фоновую музыку, а потом выставляют ресторатору штраф

на сумасшедшую сумму, мотивируя тем, что музыка используется незаконно. Такой подход я называю рэкетом, причем узаконенным — они имеют на это полное право.

— Почему же сначала не делают предупреждение?

— Вот и я о том же! Как член авторского общества «Абырой», на заседании в палате предпринимателей в Алматы я предложил прекратить заниматься подобным рэкетом — им занимаются недобросовестные авторские общества. Наша задача проводить профилактику. Нужно составить меморандум, пригласить рестораторов, пусть подпишут.

В рамках этого меморандума мы проведем разъяснительную работу об авторском праве

и о том, как его использовать, расскажем о мобильном приложении, которое само распознает и записывает музыку, которая звучит в заведении, а потом автоматически передает это в авторское общество. Я считаю, что в век цифровизации законодательство в этой сфере нужно ужесточать. И этим должно заниматься Министерство юстиции.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter