Если твой бизнес полу- или вовсе нелегальный, пользуйся электронными платежами — и ничего тебе не будет! Электронные кошельки на сегодня популярнейший платежный инструмент для мошенников и торговцев наркотиками.
Эту проблему недавно поднимали в России — но есть она и в Казахстане.
Об этом говорит Шавкат Сабиров, глава «Интернет Ассоциации Казахстана». И хотя
в 2018 году от бывшего министра внутренних дел Калмухамбета Касымова поступало предложение о запрете Qiwi-кошельков
(наиболее популярного сервиса электронных денег — ред.), это решение так и не было принято. И сегодня, по словам Сабирова, мошенники и продавцы наркотиков продолжают использовать функцию «электронный кошелек».
— Формально любой электронный кошелек привязан к номеру телефона, а он, в свою очередь, в Казахстане должен быть обязательно зарегистрирован. Но мошенникам это не помеха —
номер если и зарегистрирован, как правило, не имеет конкретных данных физического лица
В общем, мошенники используют всяческие лазейки, применяя этот инструмент в своих целях, — говорит он.
Запомнились Сабирову случаи, когда аферисты пытались «оштрафовать» от имени МВД пользователей Интернета за посещение якобы «запрещенных» сайтов. И просили направить штраф на Qiwi-кошелек.
— И все же, думаю, правительство сделало правильно, что не стало запрещать Qiwi-кошельки. Я думаю, в данном случае «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Прежде чем пересылать на электронный кошелек деньги, нужно удостовериться, что адресат — именно тот человек или организация, за которую себя выдает.
Ну а просьбы выслать крупную сумму на электронный кошелек — это однозначно должно настораживать
К сожалению, у нас нет каких-либо госпрограмм обучения финансовой грамотности. А в этом есть необходимость, учитывая, что наша жизнь, в том числе и госуслуги, переходит в электронный формат. Нужно обучать людей, как быть аккуратными в Интернете, — считает Сабиров.
Что касается использования Qiwi-кошелька в наркоторговле, как отмечает адвокат Бахтияр Галимжанов, такая проблема более актуальна для России, нежели для Казахстана.
— Объем наркотрафика в России в разы больше,
учитывая, что и населения там в десять раз больше, чем у нас.
Поэтому я не считаю, что электронные кошельки у нас нужно регулировать.
Наркоторговцы и мошенники найдут другие возможности: крипто-сервисы и анонимные банковские карты,
— подмечает Галимжанов.
С ним солидарен и юрист Сергей Уткин.
— У нас декларируется, что номер телефона нельзя получить у сотового оператора без удостоверения личности. Но на практике выходит, что немало сим-карт оформлены непонятно на кого. И получается, что заявленная «не анонимность», по сути, фикция.
Для мошенников и наркодилеров проблемы это не составляет. Поэтому запрет на использование электронных кошельков ничего не решит. Мошенники найдут способ, как «дурить» людей. Я считаю, что по каждому случаю должно проводиться нормальное расследование.
Даже при существующих анонимных электронных кошельках МВД должно вырабатывать методики и способы, как вычислять злоумышленников
Проблема в том, что, на мой взгляд, полицейские на местах не заинтересованы в расследовании мелких случаев мошенничества. И государству стоит уделить этому внимание, — считает он.