Дорожные войны в крупнейшей мегаполисе Алматы становятся затяжными. Директор общественного фонда Velofriends Елена Ерзакович рассказала о шансах на победу каждой из сторон.
— Складывается ощущение, что баталии между сторонниками общественного транспорта, велосипедистами и автомобилистами становятся все ожесточеннее. При этом последние упирают на то, что никто не имеет права лишать их возможности ездить в любую точку города на машине. Как вы считаете, мое ощущение справедливо или никакой войны нет, все мирно и гладко?
— Я бы сказала, что в 2019 году на первый план вышли конфликты между пешеходами и велосипедистами. Велосипедистов и людей на самокатах стало значительно больше. А учитывая слабую инфраструктуру, эти категории горожан вынуждены делить между собой пространство тротуаров. Но так как они передвигаются с разной скоростью, естественно, конфликты неизбежны.
— То есть если раньше против велосипедистов выступали в основном автомобилисты, теперь к ним добавились и пешеходы. Значит, велосипедисты в меньшинстве?
— Я думаю, что скорее они объединятся с пешеходами против автомобилей. У этих категорий есть общее понимание, что объединять эти два вида перемещения на одном тротуаре небезопасно. Недавно мы проводили опрос среди велосипедистов и самокатчиков Казахстана в целом, но большинство ответивших, конечно, это жители Алматы.
Более 25% велосипедистов отмечают, что ситуация именно с точки зрения восприятия автомобилистами велосипедистов в нашем городе улучшилась. В основном это связано с развитием соответствующей инфраструктуры.
Когда велосипедистов на улице видно четко, они едут по своей полосе и не нарушают правила, движение автомобилей тоже становится более прямолинейным и упорядоченным.
Вопрос всегда во внимательности и видимости. А видимость должна обеспечивать инфраструктура, правильное освещение. Сейчас, к сожалению, это еще не на должном уровне.
— То есть можно сказать, автомобилисты банально смирились? Их территория передвижения будет так или иначе уменьшаться. А вот пешеходы еще не успели принять присутствие велосипедов и самокатов?
— Пешеходы – группа более разноплановая.
Самая уязвимая категория это те, кто передвигается с детьми, потому что за ними не всегда уследишь
Чтобы уберечь ребенка от столкновения с самокатом, который едет по тротуару, требуется постоянный контроль ситуации. За прошедший год людей на самокатах заметно прибавилось, и они двигаются там, где есть выделенные велополосы.
Но когда мы спрашивали, что они делают, если по их маршруту нет велодорожек, около 20% ответили, что двигаются по тротуару. Это показывает, что
и пешеходы, и самокатчики не чувствуют себя комфортно на городских улицах,
поскольку и для тех и для других в первую очередь важна безопасность личного движения.
— Велоинфраструктура – это тоже полоса раздора в Алматы. Построили велодорожки — расстроились автомобилисты и бизнес. Пришел новый аким и сказал, что надо их убирать — расстроились велосипедисты. Возможно ли идеальное решение для транспортной инфраструктуры современного города, которое бы устроило всех?
— Я считаю, что идеальных решений, как и идеального города, в мире нет. Но сейчас нам все же нужно стараться снижать градус накала страстей. Всем надо понять, что рост немоторизированных видов передвижения влияет в том числе и на качество городского воздуха.
Людей, которые бы передвигались по городу, используя вело- и электротранспорт, должно становиться больше. Если мы хотим быть здоровыми и дышать чистым воздухом, нам нужно меняться. Не спорить, что больше загрязняет, ТЭЦ или транспорт, а в каждой области искать свои решения и целенаправленно над ними работать.
Я надеюсь, что в 2020 году при актимате все-таки создадут Совет по метромобильности и немоторизированным видам передвижения. Это будет экспертная площадка как раз для обсуждения всех новых проектов.
Обычно обо всех ремонтах и реконструкции мы узнаем это постфактум. Создание же Совета позволит рассматривать все проекты благоустройства на ранней стадии и с учетом мнения всех сторон. Вот тогда в реконструкции города будет меньше ситуаций, когда на стадии разработки проекта совершаются ошибки.