Начало 2020 года стало позитивным периодом для рынка нефти. В частности, нефть марки Brent в один момент и впервые с мая 2019 года достигла отметки выше 70 долларов за баррель.
Причиной послужил геополитический фактор — эскалация событий на Ближнем Востоке — сначала убийство командующего спецподразделением «Аль-Кудс», генерала Касема Сулеймани, затем нападение на американские авиабазы в Ираке вооруженных сил Ирана.
По словам Олжаса Толеуова, управляющего директора Центра исследований прикладной экономики, возникшая напряженность в этом регионе в краткосрочном, а возможно и среднесрочном периоде,
будет и дальше играть роль «премии» для нефтяных котировок в размере 5-10 долларов США за баррель,
а также для так называемых защитных активов – золота и других драгметаллов, израильского шекеля, швейцарского франка, японской йены и новозеландского доллара.
— Не исключено, что в моменты еще большего обострения двусторонней политической риторики между США и Ираном, включая и угрозы по блокировке Ормузского пролива, через который ежедневно из Персидского залива вывозится практически треть мирового экспорта нефти,
цены на нефть и защитные активы будут ощутимо подскакивать,
— считает он.
Между тем события на Ближнем Востоке могут оказать положительное влияние на доходную часть казахстанского бюджета в связи с ростом нефтяных котировок и объем резервов Нацбанка на фоне роста стоимости золота.
— Кроме того, не исключено, что из-за текущих реалий курсообразования тенге, при котором он может слабо реагировать на рост нефтяных цен по сравнению с курсом доллар-рубль,
мы можем увидеть дальнейший рост котировок пары рубль-тенге, что будет являться проинфляционным фактором
для Казахстана, удорожающим стоимость импортных поставок из России, — отмечает Толеуов.
В свою очередь, экономист Ерлан Ибрагим считает, что повышение цены на нефть снизит давление на тенге и немного его стабилизирует.
— Возможно, наша валюта немного укрепится. Не думаю, что сильное, но на 1-2 тенге вполне вероятно
Дальнейшего глобального роста цен на нефть я не предполагаю. Экономических причин для этого нет, только геополитика, — отмечает Ибрагим.
По мнению экономиста Асета Наурызбаева, столь сложная политическая ситуация на Ближнем Востоке вряд ли «рассосется» в одночасье. Это значит, что цена на нефть будет подниматься, а казахстанские нефтяные компании получать сверхдоходы.
— Как следствие, какое-то время мы будем жить при укрепляющемся тенге. Но
когда углеводороды перестанут дорожать, мы снова тронемся в свой извечный путь — к сползанию тенге
Ведь наша экономика неконкурентоспособная. И другого пути, кроме как девальвировать по отношению к более сильным валютам, у нашей нацвалюты нет, — считает Наурызбаев.