Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, проанализировала события, связанные с затянувшимся выходом Великобритании из Европейского союза.
Выход Великобритании из Европейского союза оказался крайне затяжным процессом, который неоднократно парализовал британский политический истеблишмент. Если вспомнить события годичной давности, когда премьер-министр Тереза Мэй безрезультатно пыталась добиться от Палаты общин поддержки проекта соглашения с ЕС, становится понятно, насколько непросто было действующему главе правительства Борису Джонсону найти формулу «цивилизованного развода» с ЕС.
Свое несогласие с предыдущими планами относительно Brexit Борис Джонсон высказывал еще будучи на посту министра иностранных дел Великобритании. Отказавшись поддерживать итоговое соглашение, в июле 2018 г. он подал в отставку вслед за министром по вопросам Brexit Дэвидом Дэвисом. А уже через год он становится лидером Консервативной партии и возглавляет правительство.
Последовательно отстаивая позицию жесткого Brexit, Борис Джонсон смог добиться невозможного – пересмотреть условия соглашения с ЕС, заключенного при правительстве Терезы Мэй, а также добиться согласия британских парламентариев одобрить сделку.
Безусловно, решения вопроса о Brexit не произошло, если бы не исключительная победа Консервативной партии на внеочередных выборах в Палату общин. Триумф консерваторов в декабре 2019 г. заслуженно сравнивали с победой партии под руководством Маргарет Тэтчер в 1987 г. Изменившийся расклад сил фактически гарантировал принятие документа и формировал условия для «политической разрядки».
Очевидно, что утвержденное в итоге соглашение не является идеальным для Великобритании. Так, Палата лордов пыталась дополнить законопроект о Brexit поправками, которые бы касались пребывания иностранных граждан на территории Великобритании. Однако ожидаемо они не были приняты Палатой общин, так что верхней палате парламента пришлось принять документ в его изначальном варианте.
В итоге
Великобритания официально покинет семью ЕС 31 января 2020 г.
Лондон потеряет представительство и право голоса в наднациональных органах Союза. Тем не менее по достигнутой договоренности страна останется частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 г. Фактически это означает, что в течение ближайшего года стороны вновь окажутся за столом переговоров для того, чтобы выработать новые условия торгового взаимодействия.
Премьер-министр Великобритании уже неоднократно заявлял, что обозначенного срока будет вполне достаточно, чтобы подготовить соответствующее соглашение. Однако если учесть практический опыт подготовки к Brexit, оптимизм британского правительства вызывает определенные сомнения.