По официальным данным, за 2019 год бензин стал дешевле на 4,6%.
По данным Комитета по статистике, в Казахстане в 2019 году было произведено 4 млн 539,9 тыс. тонн бензина. За год рост производства составил 14,8%. В абсолютных цифрах это значит, что в год бензина в стране стало выпускаться почти на 600 тыс. тонн больше.
Рекорды производства пришлись на декабрь. За один месяц
объем выпуска продукции составил 469,2 тыс. тонн – на 27% больше, чем в декабре 2018
Впрочем, так много бензина в стране еще не производилось. Да и в целом год в плане объемов оказался достаточно удачным:
Рост производства бензина идет на фоне снижения спроса. По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 3 млн 641,3 тыс. тонн. Это на 4,6% (или 174,3 тыс. тонн) меньше, чем в январе-октябре 2018.
На рынке вообще наблюдается некоторая цикличность: два года продажи растут, на третий падают. Снижение сбыта по итогам 10 месяцев отмечалось в 2013, 2016 и вот теперь в 2019 годах.
На уровне реализации никак не отразился ажиотаж со стороны водителей из соседних стран. Чиновники всех уровней неоднократно говорили о том, что россияне приезжают заправляться в Казахстан – так дешевле. Приводились и конкретные примеры:
в малочисленной Северо-Казахстанской области продажи топлива оказались выше, чем в самых населенных регионах республики
Для того, чтобы предотвратить утечку казахстанского бензина в Россию, даже был введен запрет на вывоз топлива автотранспортом. А также принято решение о поднятии акцизов – мол, это приведет к росту цен, приблизив их к российским.
Сам по себе бензин не дорожает. Даже наоборот: рост производства и падение спроса привели к тому, что в 2019 году стоимость топлива снизилась на 4,6%. Аналогичная картина была и в 2018 году – тогда бензин потерял в стоимости 2,8%. Вообще, по итогам 16 из последних 21 месяцев отмечалось снижение цен. Лишь дважды – в августе и октябре 2019 – произошел рост стоимости, но и он был символическим. Оба раза официальная статистика показывала подорожание на 0,1%.
При этом снижение стоимости по республике идет неравномерно. В 2019 году в Северо-Казахстанской области цены упали на 1,1%. Это говорит о том, что даже повышенный спрос со стороны россиян не перебил рост предложения. В Павлодарской области наблюдалось снижение на 1,2%. Чем южнее, тем оно заметней. Так, в 2019 году цены на бензин в Шымкенте и Туркестанской области упали на 7,3%, в Жамбылской – на 7,4%.
Во второй половине 2019 года Казахстан стал экспортером бензина. Предполагалось, что первые поставки пойдут в страны-партнеры по ЕАЭС. Однако все бюрократические вопросы утрясти так и не удалось, в итоге первыми покупателями стали страны, которые не имеют отношения к союзу.
По итогам 11 месяцев 2019 года главным импортером казахстанского бензина стал Таджикистан. Туда продано 17,4 тыс. тонн на общую сумму $9,6 млн. Следом идет Афганистан – 14 тыс. тонн и $7,5 млн. На третьем месте Нидерланды. Продажи в эту страну начались лишь в ноябре, за месяц было продано 4,8 тыс. тонн за $1,8 млн. Всего же в январе-ноябре экспорт составил 42,7 тыс. тонн, или $21,6 млн. Из них 19,7 тыс. тонн и $9,8 млн в ноябре.
Неудивительно, что Казахстан перестал закупать топливо извне. Если ранее бензин был одной из главных статей импорта, теперь он не играет никакой роли. За 11 месяцев в республику было завезено топлива на $7,5 млн – это почти в 30 раз меньше, чем в за полный 2018 год, и в 64 раза меньше, чем в 2017.