Чем берут казахстанские фильмы? Почему они «срывают кассу» наравне с голливудскими? Что это за феномен и не сон ли всё это?
Стремительный рост кассовых сборов казахстанских фильмов в отечественных кинотеатрах говорит о качественных переменах в национальном кино. Уже в начале 2018 года многих шокировали показатели кассовых сборов фильма «Бизнес по-казахски в Америке».
За 2017 год эта картина только в алматинском кинотеатре CINEMAX Dostyk Multiplex и шымкентском CINEMAX Shymkent Multiplex собрала более 68 млн тенге, обогнав такие голливудские фильмы, как «Форсаж 8», «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и ряд других. В общей сложности проект собрал более ста миллионов тенге, оказавшись одним из самых коммерчески успешных кинопроектов в Казахстане.
Впрочем, «Бизнес по-казахски» был лишь началом. Как отметила гендиректор сети CINEMAX Алия Бисимбаева, примерно с начала 2017 года и по сей день наблюдается стремительный рост доли казахстанских фильмов в прокате.
Если по итогам 2017 года она составляла в сети CINEMAX 12%, в 2018 году показатель увеличился до более 20%, а
в 2019 году, согласно предварительным оценкам, может достигнуть 28–30%
Стремительно растёт и число казахстанских фильмов, выходящих на большой экран: если в 2016 году в прокате были всего 15 отечественных картин, то в 2017 – уже 27, в 2018 прокат получил 50 казахстанских фильмов, а в нынешнем их количество приблизилось к восьмидесяти.
Почти в геометрической прогрессии растут и кассовые сборы казахстанских фильмов. Так, если в двух крупнейших кинотеатрах сети CINEMAX за весь 2017 год сборы составили 225,2 млн тенге, то в 2018 – уже почти 700 млн. В нынешнем году кинопрокатная компания предварительно оценивает сборы более чем в миллиард тенге.
И это, повторимся, только два кинотеатра одной сети в двух городах – Алматы и Шымкенте. Если же взять данные всех крупнейших киносетей, общие сборы казахстанских кинолент за текущий год в Казахстане могут составить несколько миллиардов тенге. Статистика, прямо скажем, неслыханная даже для самых оптимистичных прогнозов начала десятилетия. Масштабы, конечно, пока ещё не голливудские, но уже и далеко не «совдеповские».
Почему же, как выразился один известный режиссёр, «народ все-таки пошёл» на казахстанские фильмы?
Объяснение одно, и оно очевидное:
класс, уровень, художественное и эстетическое качество отечественного кино выросли
Наше кино становится по-настоящему конкурентоспособным, его стало просто интересно смотреть. Кроме того, люди идут на эти фильмы ещё и по той простой причине, что они наши. Про нашу жизнь и её проблемы, с её такими родными до боли типажами – ментами, банкирами, агашками, келинками, родственниками-попрошайками, со всеми этими «Саке-Баке» и их свадебными речами.
Со всем тем, чего никогда не увидишь даже в напичканном спецэффектами «Форсаже»
Перемены в казахстанском кинематографе во многом связаны с тем, что снимать хорошее кино в стране теперь выгодно. Если раньше этой сферой всецело распоряжалось государство, то теперь, наряду с государственным, в кино потёк и частный капитал. По сравнению с предыдущими годами, когда всё финансирование кинопроектов шло через «Казахфильм»,
с принятием Закона «О кинематографии» изменилась система государственного финансирования
Раньше всё кино для «большого экрана» в стране снимали полностью за государственные деньги, а что снимать – решал исключительно киноконцерн «Казахфильм». Сейчас в приоритете государственно-частное партнёрство. Внедрённая по инициативе Министерства культуры и спорта модель стимулирует частных инвесторов, и они вкладывают деньги в лучшие проекты, потому что знают — основная часть сборов останется у них.
В рамках внедрённой системы это 80% кассовых сборов. Конечно, теоретически, если заявленный проект какой-то абсолютно уникальный, государство может и полностью профинансировать бюджет картины. И при этом всё равно 80% «бокс-офиса» (то есть кассовых сборов, за минусом маржи кинотеатров) достанутся кинокомпании.
А приоритет государственно-частного партнёрства основан на том, что если в рамках рассмотрения заявок экспертный совет Госцентра поддержки национального кино одобрит два одинаковых по уровню проекта, то будет профинансирован тот, где уже есть инвестор, готовый вложить часть денег. Это чистая экономика.
В свою очередь, если частный инвестор вкладывает свои деньги, разумеется, он заинтересован их вернуть – а это значит, что требования к киногруппе будут максимально высокими, чтобы фильм был сделан на лучшем художественном уровне. Инвестор всегда боится провала, ведь это потеря денег. Тогда как исполнитель (например, тот же режиссёр) провала особо не боится, ведь за всё уже заплатило государство. Возможно,
именно этим обстоятельством объясняются провалы отдельных очень дорогих мегапроектов того же «Казахфильма» последних лет
Государство стимулирует не только кинокомпании и киногруппы. В рамках новой модели минкульт намерен также поддержать и кинопрокатчиков. В результате у них появляются свои резоны больше ставить в прайм-тайм именно казахстанские картины.
– Мы предложили и внедрили норму, согласно которой, если кинотеатр показывает национальные картины в прайм-тайм, он освобождается от корпоративного подоходного налога (КПН), – отмечает ответственный секретарь Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова. – Кинотеатры, безусловно, заинтересованы участвовать в такой схеме. Правда, пока данная норма ещё не работает в полной мере из-за недостаточной прозрачности самой сферы кинопроката.
Пока не внедрена единая информационная система по всем сетям кинотеатров, информирующая нас о репертуаре и транслируемых фильмах в режиме онлайн, мы не можем эффективно применять такое стимулирование. Но скоро, когда эта цифровая система будет внедрена и обеспечит необходимую прозрачность, я думаю, модель заработает. Тогда казахстанцы смогут увидеть ещё больше отечественных фильмов.
Кроме поддержки отечественного кино, минкульт планирует поддерживать и зарубежное. Зачем? Чтобы страна была более узнаваемой в мире. Такова мировая практика.
Многие страны целенаправленно предоставляют киноуслуги и привлекают в страну всемирно знаменитых кинопроизводителей. Привлекают именно деньгами. Например, Венгрия, начиная с 2015 года, предлагает чистую ставку налогового возврата до 30% на всю кино- и телепродукцию, производимую в стране иностранными компаниями.
Благодаря этому именно здесь, причём в известных и узнаваемых местах, были сняты фильмы «Крепкий орешек-5», «Шпионка». Чехия и Хорватия предложили налоговый возврат 20% на все затраты зарубежных кинокомпаний в стране. А в Канаде налоговые скидки на рабочую силу, задействованную при производстве фильмов (включая всех актёров, ассистентов, светотехников, транспорт и т. д.) достигают 46% затрат.
В Казахстане тщательно изучили этот опыт, получивший в мировой практике название «ребейт», и решили его использовать. В результате в Законе о кино появилась ещё одна интересная норма, согласно которой, если иностранная кинокомпания приезжает в Казахстан и снимает здесь свои фильмы, и если к этому процессу будут привлекаться наши национальные специалисты и использоваться местные узнаваемые локации, 30% затрат на производство этого фильма Казахстан возместит.
– Наша цель в данном случае – продвижение узнаваемых образов нашей страны за рубежом, популяризация Казахстана, – говорит Кумис Сеитова. – Система «ребейт» оказалась одним из самых эффективных методов популяризации страны и наращивания туристического потока. Известно, что после того, как сцены культового фильма «Аватар» были отсняты в Новой Зеландии, туристический поток в эту страну увеличился более чем в 10 раз.
Люди специально едут туда, чтобы посетить места, где снимался «Аватар». У нас в Казахстане есть потрясающие по красоте места, например Баянаул, курорты Борового, руины древнего Отырара, горы Заилийского и Джунгарского Алатау, побережье Каспия и Балхаша, меловые скалы Мангистау, красивейшее озеро Алаколь. Условия для ребейт-проектов будут удобны также и тем, что национальная киностудия «Казахфильм» располагает всем необходимым оборудованием и техническими ресурсами для проведения самых сложных видов съёмок. Это означает, что кинопроизводителям не нужно везти с собой дорогостоящую технику. Киногруппы могут буквально приезжать налегке.
Целый ряд известных киноведов Казахстана – кинокритики Карим Кадырбаев, Олег Борецкий, режиссёр «16 қыз» Канагат Мустафин – в последнее время обращали внимание на одну показательную тенденцию. Они отмечали, что все лучшие казахстанские кинокартины последнего времени – те, которые покоряют кинозалы как нашей в стране, так и за рубежом – несут определённый мощный патриотический заряд.
Самые яркие примеры, наверное, это «Жаужурек мын бала» и «Томирис». В этой тенденции, возможно, есть какие-то скрытые смыслы, но есть и явное, достаточно простое объяснение. Как сказал однажды режиссёр «Иглы» Рашид Нугманов, «истинное кино всегда вышибает слезу, и эта слеза о чём-то родном». Тем, что современные казахстанские режиссёры умеют делать именно такое кино, наверное, мы можем по праву гордиться. Это важно для нас, для страны, для нашего прекрасного многонационального народа, достойного того, чтобы его знали в мире.
– Действительно очень важно, чтобы произведение искусства, снятое за государственные деньги, несло воспитательный эффект, патриотический посыл, – считает министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова. – Вы видите, что это искренне, что люди на самом деле хотят смотреть именно такое кино. У нас ведь рыночная экономика, всегда есть выбор, и мы видим, как потребитель голосует своими деньгами. У нашего зрителя большой выбор, у нас идут лучшие фильмы Голливуда, и тот же «Томирис» с ними прекрасно конкурирует.
При этом те вложения, которые тратит Казахстан на картины такого уровня, в десятки раз ниже, чем на любой студии Голливуда. Нужно понимать, что кино отражает ещё и интеллектуальный уровень нашей страны. Кино – это имидж государства. Не в каждой стране, которая имеет нефть, газ или золото, есть своя профессиональная кинематографическая школа, претендующая на самые высокие мировые награды. А наши фильмы побеждают на международных конкурсах и фестивалях. Это о многом говорит.
Возможно, именно умение казахстанских режиссёров снимать фильмы с мощным патриотическим подтекстом – зрелищные, остросюжетные, вышибающие слезу – и является ключом к разгадке феномена отечественного кино. Того феномена, который пока не могут разгадать лучшие кинокритики мира: как с бюджетами в десятки раз меньше любой «средней» западной картины вы, казахи, взрываете кинофестивали?