Преломление копья символизировало окончательное прощание с умершим.
Среди казахских традиций есть немало касающихся кончины человека:
Говоря о них, нельзя не упомянуть и о ритуале Қаралы найзаны сындыру (преломление траурного копья).
Когда кто-либо умирал, у юрты водружали қаралы ту (траурный флаг), еще его называют қаралы найза (траурное копье). Год траура после проведения аса (годовщина по усопшему), который продолжался несколько дней, заканчивался преломлением қаралы найза.
В книге «Казахи», увидевшей свет в 1995 году, говорится:
«Сломанное пополам копье втыкали в изголовье могилы или сжигали вместе с флагом. Преломление копья означало окончание поминального цикла. Копье, как и водружавшийся на могиле шест, символизировало путь души умершего на небо».
Траурный флаг обычно преломлял уважаемый аксакал, получая за это ценный подарок — коня или халат.
Автор книги «Казахский этикет» Шайзада Тохтабаева описывает традицию так:
«В юрту входит столько народа, сколько может поместиться. Вдова покойного под покрывалом и его дочери сидят около найза (копье). Его преломление предоставляется почетному лицу, зачастую старику, а он приводит с собой джигита.
В юрте приготовлена саба кумысу. Когда выпьют кумыс, один из молодых людей начинает прибирать и ставить на место снятое с любимой лошади покойного парадное седло, сбрую и его одежды; приглашенный переломить найзу старик садится на почетное место в передней части юрты и дает приказ джигиту.
Вдова и дочери, схватившись за древко найзы, защищают его и не дают преломить. В это время несколько молодых людей становятся на конях снаружи юрты и крепко держат верхушку найзы, а джигит, находясь в юрте, хватает древко посередине и преломляет его. Тут поднимаются такой вой, плач, стон, что ни описать, ни вообразить. Затем все мужчины выходят из юрты».
Территория Казахстана большая, поэтому неудивительно, что в разных местах традиция Қаралы найзаны сындыру имела хоть и незначительные, но все же различия.
Мухтар Ауэзов посвятил Қаралы найзаны сындыру главу в романе-эпопее «Путь Абая»:
«…в эту минуту к ним подошел Байдалы и позвал их в юрту Божея. Ас еще не кончился, предстояло его завершение: следовало заколоть траурных коней Божея, разобрать и раздать траурное убранство юрты.
Близкие родичи не могут отказаться от этого. Все тобыктинцы во главе с дядей Божея приступили к завершению поминок. Когда Байдалы в сопровождении толпы родичей подошел к юрте, женщины, целый год соблюдавшие траур, вышли им навстречу. Байдалы снял с юрты бело-черный стяг и передал Байсалу.
Тот, как требовал обычай, бросил стяг на землю и преломил его древко. Ас кончился. Трауру исполнился год.
По приглашению Байдалы Суюндик с толпою родичей вошел в юрту… В ту же минуту байбише и две дочери Божея, повернувшись спиною к собравшимся, начали поминальный плач. Сидевшие в юрте молча плакали. Это был последний плач и последние слезы, посвященные памяти Божея.
…Все трое — и Байсал, повергший на землю траурный стяг, и Суюндик, разобравший траурную юрту, и Байдалы, зарезавший коней, — были самыми старшими и близкими друзьями Божея. Поэтому по обычаю право на совершение последних обрядов аса принадлежало им».