Казахи издревле придавали огромное значение такому символу, как флаг. По народному поверью считалось, что он является обителью священного духа.
Вообще, в казахском обществе флаг имел много смыслов. Например, сообщал о смерти человека. Это традиция Қаралы ту тігу (Водружение траурного флага).
Вот что пишет о ней ученый Жамбыл Омарулы Артыкбай, ссылаясь на казахский свод законов «Жеті жарғы» (Семь сводов), составленном при Тауке хане (1652-1718):
«Флаг на копье у юрты означает, что в этом доме траур. Если поднят белый флаг — это знак, что скончался старый человек, черный — среднего возраста,
если умирал молодой человек, поднимается красный флаг»
Традиции Қаралы ту тігу казахи придерживались вплоть до 20 века. Флаг крепили к боевому копью и устанавливали с правой стороны юрты, в которой лежал усопший. И для проезжающих больших кочевий, и для одиноких путников это служило знаком-оповещением о случившемся горе.
В романе-эпопее «Путь Абая» эту традицию описал Мухтар Ауэзов:
«Байдалы с остальными стариками всю ночь не смыкал глаз. К восходу солнца возле юрты Божея была поставлена самая большая в округе восьмистворчатая юрта Суюндика.
Вещей в нее не вносили, только весь пол застлали коврами. С правой стороны поставили большую кровать с костяными украшениями, покрытую черным ковром. На ней тело Божея должно было оставаться до окончания прощального торжества.
Зачем казахи проводят поминки при жизни человека — традиция Көзі тірісінде ас беру
Когда умершего вынесли из его юрты, дочери и остальные женщины зарыдали еще громче. Божея уложили на кровать, тогда Байдалы принес и своей рукой поставил с правой стороны юрты траурное полотнище. Это было самым большим знаком почитания покойного, знаком печали: траурный стяг, укрепленный на острие пики.
Если бы Божей происходил из ханского рода, было бы вывешено знамя төре — белое, голубое или полосатое. Если же умерший был простого происхождения, цвет знамени зависел от его возраста. Об этом Байдалы советовался с Суюндиком, который слыл знатоком старых обычаев.
Суюндик ответил, что у тела молодого умершего вывешивается красное знамя, у старика — белое, а у человека среднего возраста, каким был Божей, знамя должно состоять из двух полос — черной и белой.
Этот стяг, водруженный Байдалы с правой стороны траурной юрты на другой же день после смерти Божея, свидетельствовал о том, что память покойного будет почтена особо торжественно. Это означало прежде всего, что почитание его памяти не прекратится в течение целого года, после чего будет устроен ас — поминальный пир».
О большом значении флагов в казахском обществе говорят многие факты. Например, потеря знамени на поле битвы считалось одним из самых тяжкий преступлений. Упоминание о флагах встречается и во многих батырлар жыры (народные богатырские эпосы).
Эпос «Айман Шолпан»:
Тау түбіне тіктіріп алтын туды.
(Водрузив флаг золотой у подножия горы);
Эпос «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу»:
Ту жығылса болмай ма қас масқара!
(Если упадет флаг, это будет великий позор!).
О значении расцветки знамен писал историк Курбангали Халид (1846-1913), автор «Тауарих хамса» (История пяти стран Востока):
«У Жангира от второй жены родились двое сыновей – Аула и Баки. От Аулы родился Абылай хан. Еще молодым он попал в плен к врагам, к Толе би из рода уйсин, и стал пастухом его верблюдов.
После чего его взял к себе родич Полат хан. Со временем он вручил своему сыну Абилмамбету красное знамя, Абылаю же дал зеленое знамя и сделал его предводителем некоторых родов.
Через некоторое время благодаря своим способностям Абылай стал сильнее всех представителей төре, ханом трех жузов. Он является предком зеленознаменных чингизидов».
Далее Курбангали Халид пишет, что обладателей пестрого знамени мало.
«Они живут в Великом жузе».
Самыми значимыми среди төре (по К. Халиду) являются «краснознаменные»:
«Никто не спорит с тем, что самыми родовитыми среди төре являются обладатели красного знамени»
— пишет историк