Тому, кто незнаком с культурой казахского народа, некоторые обычаи и традиции на первый взгляд могут показаться весьма странными. Но все объясняется просто.
Казахи по своей природе народ жизнерадостный. И не исключено, что это качество появилось у них от того, что вплоть до 20 века они жили в постоянном движении. Жизнь в степи требует частых кочевок в поисках пастбищ. Порой дорога занимает довольно много времени, и чтобы не скучать, молодые состязаются в сложении стихов и поют песни. А во время стоянок люди более зрелого поколения делятся воспоминаниями и рассказами об истории предков.
Об этом мире казахи говорят «жалған» (ложь, бренный мир). Также существует выражение «қамшының сабындай қысқа өмірде ойнап күлу керек» (жизнь коротка, как рукоять камчи — то есть очень короткая, и надо жить радостно).
Именно в таком отношений к жизни и кроется причина обилия казахских народных традиций. И надо отметить, что большинство из них позитивные. Другими словами,
казахи старались любую свободную минуту провести весело. И делалось это всегда сообща
Так, исследователь Иоган Сиверс (1762-1795), побывавший среди казахов, не скрывая удивления, писал:
«Женщины плотно сидели вокруг огня и пели обрядовые песни. Им вторили 15 мужчин со двора»
Самыми счастливыми людьми казахи считают долгожителей. И таковые в казахской степи были не редкость. Об этом упоминается в книгах Н. Төреқұл «Қазақтың жүз шешені» (Сто казахских ораторов), «Абай энциклопедиясы» (Абай, энциклопедия), А. Сейдімбек «Қазақтың күй өнері» (Искусство казахского кюя), Құсымен Игісін «Ұлы дала» (Великая степь) и других. Например,
И это далеко не полный список степных долгожителей.
Григорий Потанин, друг Чокана Валиханова, не раз гостивший в ауле своего друга, писал:
«Султан Чингис (отец Ч. Валиханова – Б. О.), несмотря на свои 85 лет, был еще бодрый старик. До последнего времени он делал свои перекочевки не в тарантасе, а верхом на лошади».
Когда человек в преклонном возрасте уходит в иной мир, казахи оплакивают его горькими слезами. Но в то же время говорят:
«Это той! Надо радоваться, он прожил долгую жизнь».
Через год, когда время траура заканчивается, проводят Ас – годовщину со дня смерти человека. С этого начинается отсчет нового времени. Надо отметить, что Ас означает еще и переход — например «асу» (перевал).
Казахи считают — тірі тіршілігін жасауы керек (живой должен продолжать жить). Во время тризны всех ждет обильное угощение. Также как дань памяти покойного проводятся большие увеселительные мероприятия .
Акыны состязаются в айтысе, восхваляя усопшего. Проводятся конные скачки, где победителей одаривают дорогими подарками. Балуаны (борцы) состязаются в силе и ловкости. На соревнованиях по стрельбе из лука каждый стремится завоевать звание меткого стрелка. Проводятся соревнования по бегу и даже борьбе среди женщин — Қатын күрес. Потом в степи многие годы вспоминают большой Ас.
Редко, но случалось в казахской степи и так, что Ас проводился и при жизни человека. Так общество показывало свою радость и уважение, кому уже исполнилось много лет. Подобные Асы не были похожи на настоящие поминки, ведь человек был жив, и назывались либо Ас, либо Той.
Такой Ас проводился лишь по желанию самого человека или его близких. На подобное торжество в первую очередь приглашали ровесников «виновника» Ас.
Такой Ас был проведен, например, в связи 80-летием бабушки великого казахского композитора Бахытжана Байкадамова. Об этом в своих воспоминаниях рассказала сестра композитора Данабике Каралдина. Вот что она написала в книге воспоминаний «Алма ағаштар гүлдегенде» (Когда цвели яблони).
«В те годы бабушке Шегетай исполнилось 80, и весь аул выказал пожелание:
«Это как раз тот случай когда надо уважить байбиче. В этой семье больше восьмидесяти прожил только Жарылгап би. Неизвестно, доживет ли она до его возраста, пусть сын проведет ей Ас».
С рождения спокойный и сдержанный отец промолчал. Но все поняли, что желание большинства он исполнит.
Во все стороны были разосланы джигиты, чтобы пригласить гостей. Отец сказал бабушке:
«Люди наверняка соскучились по вашему голосу, пусть послушают, готовьтесь».
Мы часто слышали, что «наша аже (бабушка) была в молодости хорошей певицей». Но все же пение восьмидесятилетней старушки слушать было непривычно.
У долгожителей ровесников очень мало. Тогда еще были живы старики, приходившиеся нам дальними родичами. Как мы узнали, пригласили и двух аксакалов. Бабушка шутя и любя называла их «екі обыр» (два рака). Известно, что у ровесников всегда свои особые отношения, часто шутливые. В ауле женщины начали подтрунивать: «О, два рака получили свободу!». Когда двое аксакалов подошли к дому, бабушка сказала:
– Ну, екі обыр, проходите на самые тер-почетные места!
Непрерывно прибывали гости… Через несколько дней приехал очень худощавый, одетый в длинный чекмень, высокий безбородый человек. Слезая с коня, он сразу же громким голосом запел.
Болғалы мен Балтекей талай заман,
Жиыннан қалған емес-ей ата-бабам.
Шақырса сексендегі-ей қыз тойына,
Болғаны Қоқан Жүсіп-ей қыз ойында.
Аптығып мен де жеттім-ей алаңдама,
Шақырған әнші қызға-ей, ах-ау,
Мен қалай бармай қалам, дөй-дөй, дөй,
Много времени я уже Балтекей,
Никогда мои предки не оставались в стороне от веселья-ей.
Пригласила девушка -певица, ей восемьдесят-ей,
Значить, будет там обязательно Кокан Жусип-ей.
Вот и я пришел, не волнуйся, красавица моя-ей,
К милой моей, пригласившей меня-ей, ах-ау,
Как же не приду я к ней, дой-дой, дой…
Он все пел низким голосом и наконец остановился. Это был певец, которого в народе прозвали Кокан-Жусип. И в прошлом у него не раз были словесные состязания–айтысы с нашей бабушкой Шегетай.
Неплохим был голос и другого гостя по имени Уке. Все они показывая свое искусство и дарили собравшимся огромную радость. В полдень подошел черед нашей Шегетай аже. Она спела «Тойбастар», которую пела в молодости.
Той, той базар, той базар,
Тойлай келдім, еркем!
Алтын сақа қолға алып,
Ойнай келдім, еркем сәулем-ай!
Кежегемнен келін деп тартса дағы, еркем,
Той бастауды осылай қоймай келдім,
сәулем-ай, сәулем-ай!
Той, той веселый, веселый той,
На веселый той я пришла, милый мой!
Золотой сака, асык для игры в руках,
Я пришла к тебе для игры, милый мой!
Хотя удержать хотели все меня, все меня,
Я не перестану, буду петь и начну веселье,
Милый мой, милый мой!
Когда аже спела эту песню, дядя Амирали, приехавший из Оренбурга, где учился, крепко обнял бабушку. Аксакалы Токкожа, Уке, Кокан Жусип очень весело проводили время. Они попросили бабушку:
«Спой ту песенку, что ты спела тому родичу, который обиделся на тебя не по делу».
Бабушка не заставила себя долго упрашивать и запела шутливую песню-ответку, которую сочинила в молодости на ходу и которая сразу разошлась по аулу.
Мы, дети, мало что поняли, но мне запомнилось, как старики со смеху повалились в ряд. Наверное, вспомнили то время, когда были молодыми джигитами, а бабушка была молодой красавицей».