Вся казахская земля изобилует названиями местностей. Без них невозможно представить казахскую землю, казахский народ и его историю.
Необычную черту казахов — давать звучные имена чуть ли не каждому километру Великой степи, подмечали и иностранные историки. Так, поляк Адольф Янушкевич в своей книге «Путешествие в казахскую степь» (вып. 1846 г.) приводит великое множество примеров.
Иртыш, Караванкуль, Чар, Аягуз, Акмола, Атбасар, Кокпекты, Тарбагатай, Лепсы, Или, Алатау, Балхаш, Каратал, Айтобе, Cайкан и т. д.
Например, вот что он писал об озере Алакуль (Пестрое озеро):
«Перед нами зеркало вод, необъемлемых оком, ранее невидимое, засланенное непроходимой чащей камышей, охраняемое от любопытных путешественников страшной пастью тигра, море казахов Алакуль».
Иногда этнограф поясняет, почему местности было дано именно это название.
«Все расстояние – более сорока верст, которое мы проехали, проходило между довольно высокими горами, названными Кичубай. Множество их вершин, почти остроконечных, укрывалось в тучах, угрожавших каждую минуту дождем.
Однако ни капли ни упало, и мы счастливо прибыли в долину, пересекаемую речкой Карангап, которая сейчас совершенно суха. Как и множество речек у казахов, в разных местах она называется по-разному: у истока – Кушмурун, в среднем течении – Карангап, а дальше – Актайлақ (молодой верблюжонок) – от имени горы, высящейся над ее ложем».
И действительно, зачастую казахи выбирают название той или иной местности, опираясь на ее явные приметы. Например, если вода в ручейке была с соленым привкусом, он получал имя Туздыбастау. Бесағаш — место, где одиноко стоят пять деревьев, а Балхаш — потому что вокруг озера росла очень высокая и густая трава.
Бывало и так, что местность получала человеческое имя — например, Қазыбек бидің сөресі. Сохранилось название Қалмаққырылған, напоминающее о былых войнах. Имя города Шауешек берет свое начало от древнетюркского слова «шошек» (чаша). Об этом написал писатель Кабдеш Жумадилов в своем романе «Соңғы көш» (Последнее кочевье).
История традиции, о которой мы говорим, корнями уходит вглубь веков. Вспомним казахский народный эпос «Козы Корпеш – Баян сулу», повествующий в частности и о том, каким образом рождались названия
(Смысловой перевод автора статьи)
Казахские писатели в своих произведениях часто приводят названия разных мест. В рассказах Сапаргали Бегалина, например, можно встретить такие: Аққаба, Ақбұлқақ, Алтай белдеуі, Берел, Бұқтарма, Бітеу, Жалғызтау, Кемпірқалған, Көкбұзау, Күршім, Қараайрық, Құйған, Найзакескен, Cақаты, Түбек, Үкек и другие.
В романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая» есть эпизод:
«Абай обратился к хозяину с вопросом:
– Суюндик ага, почему та одинокая сопка, которая стоит здесь неподалеку от ваших земель, называется Караул?
– Кто ее знает, дорогой мой! – отвечал Суюндик. – Разве бывало, чтобы между Тобыкты и Мамай не было междоусобиц? Наверное, осталось с тех времен. Откуда же наблюдать, если не с этой сопки, кто-нибудь и дал это название.
– Так вы полагаете, что оно дано ей нашим Тобыкты?
– А кем же? Все названия здесь даны тобыктинцами.
– А откуда название Чингиз? Разве был какой-нибудь Чингиз в Тобыкты?
– Э, нет!.. Ты прав… Почему же тогда этот хребет назван Чингизом? – задумался Суюндик.
Адильбеку было неприятно, что отец попал впросак, и он поспешил вмешаться в разговор:
– Говорят, что название происходит от слова «шынкыс» (настоящая
зима), здешние зимы всегда суровы.
– Вряд ли это так, – возразил Абай, – ведь Чингиз – имя знаменитого
хана.
– Да, верно, я тоже что-то слышал об этом, только в памяти ничего не
сохранилось. Если ты знаешь, расскажи нам, сын мой, – сказал Суюндик.
Молодой гость рассказал все, что знал о Чингисхане и его походах. А в конце высказал несколько своих догадок.
– Вероятно, поэтому хребет и назван Чингиз, а его вершина – Хан. Вон та гора, которая стоит в стороне от других, могла быть его ставкой, поэтому и называется Орда. Не с того ли времени сохранилось и название Караул?
Суюндик выслушал Абая с большим вниманием».
Древняя традиция Жерге ат қою бережно сохраняется и в наши дни.