Несколько лет назад подобное казалось невероятным: государство в Казахстане дает режиссерам деньги на кино! Большие деньги – на большое кино! Мало того: еще и с кассовых сборов забирает только 20%.
Схема государственного финансирования кино в нашей стране вообще довольно редкое явление. Во всяком случае в других государствах такого не встретишь. Представьте, что бюджет вашего фильма может быть даже полностью финансироваться государством. Однако назад при прокате оно заберет только 20% кассового сбора и ни тенге больше. 80% кассы (или, говоря языком прокатчиков, доходов box-office) получат создатели фильма – режиссер, актерский состав и вся киногруппа.
Не правда ли, привлекательный стимул создавать киношедевры?
Модель, внедренная Министерством культуры РК, подобно допингу, подстегнула отечественную киноиндустрию, многие годы до этого пребывавшую в полусонном состоянии. Сегодня в Казахстане снимают десятки фильмов в год, причем хороших фильмов. Многие из них берут призы на престижных мировых кинофестивалях. В том числе снимается высококлассное зрелищное игровое кино, требующее немалых бюджетов. И, да, верьте не верьте, но бюджеты реально выделяются.
Кто-то скептически усмехнется: мол, на что вы там рассчитываете? Государство у нас финансирует только героическую патетику типа «Кочевника». На острое жанровое драматическое кино про нашу современную жизнь, коррумпированных агашек и алчных ментов денег вам никто не даст!
Как ни странно, такой скептик ошибется. Государственный центр поддержки национального кино при Министерстве культуры, туризма и спорта РК финансирует самые разные фильмы — смешные и печальные, проблемные и даже скандальные.
Примеров «непричесанной правды» в картинах, которые снимались в последнее время на государственные деньги, полно. Никакой ура-патриотической цензуры — такова принципиальная позиция министра Актоты Раимкуловой.
Единственный критерий – насколько предлагаемый фильм талантлив. Всё. Решение принимает только экспертный совет, состоящий из самых продвинутых режиссеров. Среди них, опять-таки, хватает «неудобных» — тех, которые сильно не любят типичную пропагандистскую картинку про наш Казахстан.
Словом, никто никого не ограничивает в креативе, идеях или идеологии. Главное: ваш фильм должен быть шедеврален.
Почти 150 заявок режиссеров и кинопродюсерских центров принято к рассмотрению в ходе нынешнего, уже второго ежегодного питчинга (то есть конкурс на финансирование) от Государственного центра поддержки национального кино РК при Министерстве культуры, туризма и спорта РК.
Все предлагаемые сценарии разделены на пять жанрово-тематических категорий. Никаких ограничений нет: если идеи сценария и режиссёра действительно яркие, и их одобрит экспертный совет, финансирование будет.
Первая группа заявок – короткометражные фильмы. Как отмечают в министерстве, категория создана специально для молодых режиссеров, чтобы они смогли проявить себя и попробовать силы в большом серьезном кино.
Вторая группа сценариев называется «Кинодебюты». Уже вполне серьезные полнометражные картины от режиссеров, для которых это первая большая работа, более опытных и продвинутых, уже снявших яркие талантливые короткометражки. Именно в этой группе, кстати, встречается множество «неудобных» и «скандальных», по меркам традиционной пропаганды, идей и сюжетов.
«Но мы же ведь не министерство пропаганды. Мы поддерживаем искусство», –
улыбается руководитель госцентра Гульнара Сарсенова, автор «Тюльпана» — фильма об обычной казахской жизни, получившего в свое время скандальную известность.
Там, в общем-то, и не было ничего «такого», но кто-то наверху решил, что то ли пол в юрте слишком пыльный, то ли одежда у сельских детишек в кадре слишком грязная. Словом, к большому прокату это кино не допустили. Точно также во времена СССР умные дяди в толстых очках сплавляли на полку знаменитый «Кин-дза-зда» Данелии, «Степные раскаты» Бегалина и множество других картин…
Третья категория будущих киноработ, претендующих на финансирование, это документальные фильмы. Не секрет, что в документальном кино Казахстана есть очевидные проблемы. Слишком мало молодых кинематографистов работают в этом жанре, тогда как «старая гвардия» живет в плену пропагандистских шаблонов, явно отставая от требований времени.
«Мы хотим обратить особое внимание на эту категорию фильмов, финансировать самые интересные проекты, с тем, чтобы дать вторую жизнь отечественному документальному кино», – отмечает министр культуры Актоты Раимкулова.
Далее следует кино формата «артхаус». Министерство интересуют необычные высокохудожественные и эстетически емкие сценарии, которые могут быть непонятны массовому зрителю, но полностью отвечают законам как современного, так и классического кино как искусства.
Талантливых режиссеров, работающих в этом направлении, в Казахстане немного. И их, как считает министр Актоты Раимкулова, необходимо поддерживать финансированием.
«Потому что они создают именно те картины, которые делают имидж страны, делают PR страны на международных кинофестивалях, получая там высокие статусные премии, – поясняет свою позицию министр. – Многие из этих фильмов номинируются на три самые престижные мировые премии, такие как «Оскар», «Золотой глобус» и наш «Азиатский Оскар». Этих режиссеров необходимо поддерживать, это вопрос имиджа нашей страны. Ничто так не делает его, как кино и спорт».
Отдельной группой следует анимационное кино. Да, да, те самые мультики. В этом году в Министерстве культуры предприняли много усилий, чтобы создать стимулы для развития этого жанра. Дважды собирали всех аниматоров Казахстана, чтобы определить стратегию и понять проблемы нашего анимационного кино.
Анализировали опыт знаменитой российской кинокомпании «Мельница», которая около десяти лет назад, опять-таки при мощной поддержке государства, начала делать мультсериалы и полнометражное анимационное кино мирового уровня – такие как «Маша и медведь», «Три богатыря», «Крепость» и другие.
Существовавший на тот момент идеологический запрос на формирование в юном поколении патриотизма и российской самоидентификации был выполнен именно путем такой консолидации ресурсов. Казахстанский минкульт сейчас идет точно по тому же пути, имея в виду создание высококлассного казахстанского анимационного кино с мощными игровыми сюжетами и патриотическим, сугубо казахстанским личностным подтекстом.
Недавно представители министерства собрали для такой работы около 40 лучших мультипликаторов.
Им предоставлены все возможности создать объединение и делать анимационные сериалы самого высокого мирового уровня
Как отмечают в министерстве, цель аналогична той, которую ставили перед собой россияне десять лет назад. Нужно, чтобы в Казахстане появилась новая волна интересных детских мультсериалов мирового уровня. Вопрос ставится именно о развитии полнометражного анимационного кино, а также мультфильмов формата сериалов.
«Нам нужно создавать новые сериалы и развивать те, которые уже имели успех в стране, – отмечает министр. – Для этого профессиональные ресурсы этого очень узкого и сложного направления должны объединиться. Хорошее полнометражное анимационное кино делают в среднем по 200–300 художников-мультипликаторов. А у нас в Казахстане их всего 50. Поэтому, чтобы сделать хорошее кино, нам придется в любом случае обращаться за помощью и привлекать иностранных мультипликаторов-аниматоров».
Кстати, именно по этим вопросам на днях в Казахстан приезжали два видных управленца из сферы анимационного кино России — гендиректор Союзмультфильма и гендиректор Visaart Animation, знаменитой воронежской анимационной студии. Казахстанская сторона ориентируется не только на внутренние проекты, но и на совместное производство. Это позволит шире представлять казахстанские образы в мире. На это в том числе сегодня направлен поиск условий сотрудничества с лидерами российского анимационного жанра.
Еще одна отдельная группа заявок концентрирует все, что касается совместного кинопроизводства с другими странами. Это и фильмы для массового зрителя разных жанров, включая кинокомедии, которые у нас очень любят, и мелодрамы, и военные фильмы, и те же мультсериалы.
Над этими проектами работают независимые продюсерские центры, кинокомпании и киностудии. Совместные фильмы – интересная и перспективная сфера работы с точки зрения не только творческого поиска, но и охвата зрительской аудитории. Фильмы, которые сняты совместно с другими странами, открывают Казахстану абсолютно новые кинорынки и нового зрителя.
Это работает не только на расширение известности Казахстана в мире, но и на рост доходов от представления наших фильмов за рубежом. Наконец, это дает более широкую известность нашим режиссерам, создавая для них своего рода трамплин. Помнится, в свое время именно такой прошел Тимур Бекмамбетов, работающий сегодня в Голливуде.
«Нам необходимо выходить за пределы нашего кинорынка, который достаточно ограничен, ведь у нас активных зрителей не более 3 миллионов, максимум 5, включая детскую аудиторию. Тогда как в России их уже десятки миллионов. А в Европе, Америке? Мы должны использовать те окна возможностей, которые нам предоставляет современный кинорынок.
Именно поэтому сейчас мы расширяем сотрудничество — для начала в рамках СНГ. Скоро состоится Неделя казахстанского кино в России – это именно та площадка, которая привлекает внимание лучших режиссеров к нашему контенту. Есть проект создания 10 совместных кинофильмов с Россией. И это только начало, только часть наших планов», – делится Актоты Раимкулова мыслями о перспективах развития сферы кино.
Может быть это действительно только начало? В Казахстане умеют снимать хорошее кино – это факт. Так почему бы не сделать киноиндустрию еще и высокодоходной отраслью нашей экономики? Амбиции в таком деле явно не помешают.