Если русский национализм – это вечное противостояние Западу и ностальгия по былой мощи СССР, то для казахских националистов идеалом общественного устройства является традиционное казахское общество до его присоединения к России. Но оба этих проявления национализма не способствуют современному развитию народов, убежден социолог Есет Есенгараев.
Русский и казахский национализм – во многом порождение полиэтнической структуры общества. Именно Казахстан и Россия являются странами с наибольшим количеством этносов на своей территории. В связи с этим для них наиболее актуальна проблема выработки общенациональной модели, адекватной требованиям современности. Так считает Есенгараев.
Он убежден, что русский и казахский национализм, несмотря на свои содержательные различия, очень схож по своей логике и ценностям.
— Они основываются на негативной идентичности. То есть утверждают себя через противопоставление, отрицание другого народа или их совокупности. Для негативной идентичности главное
это не внимание к своим проблемам, не развитие собственной страны, своего народа, а противостояние другим, отрицание иной культуры
Для русских националистов основой их идентичности является противопоставление себя западным странам, особенно США. Также их обязательным признаком является их антисемитизм. Враждебно они настроены и против ряда других народов. Но этот список у них более изменчив, а антизападничество и антисемитизм – это постоянная черта русского национализма, — говорит социолог.
Что касается казахского национализма, по наблюдениям Есенгараева, ему также присуще определенное антизападничество, а также негативное отношение к ряду других народов и стран.
— Но прежде всего он утверждает себя как антироссийское и антирусское явление. Если русский националист свое главное предназначение видит прежде всего в борьбе с Западом и «жидомасонским заговором», то казахский националист – в борьбе с Россией и влиянием на казахов русской культуры, — считает социолог.
По словам Есета Есенгараева, при желании можно найти и ряд исторических причин, которые могли бы быть определены как основания для нынешних обид и противостояний. Их можно найти и в настоящем.
— Так, например, русских, и не только националистов, нередко справедливо возмущает вызывающее поведение представителей некоторых этносов. А казахский национализм также в определенной степени подогревается остаточной имперской заносчивостью, все еще присущей многим русским. Но
главная проблема русских и казахских националистов в том, что смысл их существования – противостояние другой культуре
и приписывание ей всех негативных качеств. Это проявляется в их склонности к культивированию исторических обид и фантомных страхов, а не к деятельности, способствующей развитию собственных народов.
Наблюдая за ними, мы видим очень печальную картину. Начиная с конца 80-х годов 20 века, они фактически не меняются и занимаются одним и тем же. А именно: трансляцией проклятий, отрицаний и призывов бороться с врагами.
И нынешние активисты националистического движения в Казахстане или России вряд ли смогут в обозримом будущем измениться и стать более продуктивными
для того, чтобы способствовать модернизации своих народов, — убежден эксперт.
Что касается путей развития, по его мнению, очевидно одно: националисты двух стран ориентированы больше на прошлое, чем на будущее.
— Их идеалы общественного устройства – это идеалы общества прошлого
Для русских националистов это возрождение мощи, и прежде всего военной, которая была присуща Российской империи при Петре I, Екатерине Великой и Советском Союзе. Однако они не могут понять, что именно милитаризм погубил как Российскую империю, так и СССР. Но трудно требовать от националистов объективного понимания прошлого и настоящего.
Ностальгия по прошлому приводит русских националистов к трагикомичным поступкам. К примеру, главное издание русских националистов называется «Завтра». По названию газета вроде ориентирована на будущее, но проповедует ценности прошлого. Ее авторы мечтают, чтобы завтра наступило то, что было вчера и позавчера. Чтобы завтра из прошлого вернулось все то, что греет души русских националистов. Поэтому газету было бы точнее назвать «Вчера» или «Позавчера», — подмечает Есет Есенгараев.
Он убежден, что все эти проявления ностальгии и враждебного отношения к современному миру, присущие русским националистам, а также их иррациональное желание к возрождению былой военной мощи при отсутствии необходимых экономических и технологических возможностей, являются неизбежными проявлениями «постимперского синдрома».
— А люди, находящиеся под воздействием определенного синдрома, не могут мыслить трезво и объективно,
— считает он.
Для казахских же националистов идеалом общественного устройства является традиционное казахское общество до его присоединения к Российской империи и тем более до установления советской власти на территории Казахстана.
— Поэтому они идеализируют период развития казахского народа до его включения в состав России и крайне отрицательно относятся к фактам, связанным с колониальным прошлым.
Особенно негативно относятся казахские националисты к советскому периоду, считая его только временем потерь и несчастий
Они практически полностью отрицают позитивное влияние на казахский народ русской культуры и обесценивают все достижения советского периода. Такие взгляды на прошлое являются следствием другого синдрома, определяемого как «постколониальный синдром». От его носителей также нельзя ждать объективного видения прошлого и настоящего, — утверждает Есет Есенгараев.
По мнению социолога, при таких общественных идеалах и крайне необъективном отношении к прошлому, да и к настоящему,
казахские и русские националисты не в состоянии создать и теорию общественного развития,
которая могла бы стать основой модернизации их народов. Вместо этого они призывают к противостоянию, возврату в прошлое и к культурному изоляционизму.
— Негативная природа националистов, их неспособность вырабатывать позитивные программы и практики — прежде всего следствие их непродуктивности. За все время существования нынешних версий казахского и русского национализма мы не видели и вряд ли увидим у них позитивную программу развития своих народов, какие-то реальные действия, которые бы повлияли на модернизацию Казахстана или России.
Националисты, к сожалению, не могут осознать истину, которая была афористично выражена Антуаном де Сент-Экзюпери: «Бороться надо за, а не против»
Правда, иногда националисты вспоминают о необходимости развития собственных народов, но в силу своего интеллектуального уровня не могут выйти за рамки призывов. По крайней мере,
я не вижу каких-то текстов и тем более практик, которые были произведены националистами и стали основой современного развития казахского или русского народа
И вряд ли нынешние активисты националистического движения в Казахстане или России смогут в обозримом будущем измениться, чтобы способствовать модернизации своих народов, — убежден социолог.
Их непродуктивность наиболее явно проявляется в их борьбе за культурные ценности.
— Провозглашая необходимость сохранения культурных традиций своих народов, призывая к их возрождению, они пока не отличились созданием произведений, которые бы способствовали реализации их призывов.
Поэтому они перекладывают задачи возрождения этнонациональной культуры на государство, пытаясь заменить решения культурной проблемы политическим мерами.
Они считают, что государство, кроме приоритетного финансирования этнонациональной культуры, также должно обязывать всех членов общества следовать данным культурным нормам
В итоге это приводит не к позитивному решению вопроса, а к деформации культуры, — замечает Есенгараев.
По его словам, законы общества устроены таким образом, что проблемы — как в экономике, так и в культуре — должны решаться прежде всего методами, соответствующим объективным законам, характерным для этих сфер.
— Политика, конечно, должна вносить свой вклад, но он должен быть вспомогательным, способствующим основным специфичным для этих сфер методам, а не подменяющими их. В конечном счете
стремление делегировать власти решение культурных проблем – это желание оправдать свою непродуктивность шумом патриотических лозунгов,
— подчеркивает Есет Есенгараев.
При этом социолог констатирует, что идеи, распространяемые радикальными националистами, чаще всего хоть и носят негативный и ложный характер, но пользуются довольно широкой популярностью.
— Идеи противостояния и отрицания, национального нарциссизма в той или иной степени находят отклик у значительной части евразийских народов. При этом нельзя утверждать, что все в этих призывах является негативным и деструктивным. Но по большей части эти призывы не способствуют развитию общества. Поэтому
задача образованных людей – бороться с распространением таких взглядов, не позволять узко мыслящим людям с негативными установками присваивать идею патриотизма
Ведь те, кого у нас определяют «нацпатами», а в России «патриотическими движениями», фактически превратили термин «патриот» в синоним слова «ксенофобия». Взамен такому искаженному пониманию патриотизма нам необходимо утвердить его позитивное понимание.
Нужно, чтобы в обществе вместо искаженного образа патриота утвердился образ просвещенного патриота и профессионала своего дела. Только такой патриот может приносить пользу своей стране и способствовать современному развитию своего народа, — убежден социолог.