Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Отдых и бизнес на костях: назрела ли необходимость строительства крематория?

1856

Вопрос строительства крематория мы обсудили с Маратом Исмаиловым. Заместитель директора ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг города Алматы» помог рассмотреть его с разных точек зрения.

И с каждой выходило –

крематорию – быть

Пока этого структурного подразделения в городе нет и алматинцы с семьями не только прогуливаются по территориям бывших погостов. На этих местах расположены и пункты общественного питания, и промышленные предприятия.

Теория и практика

– Главная причина, почему у нас до сих пор не построен крематорий, – мусульманский обычай предавать тело земле. То есть услуга не будет востребована. Но это теория. А на практике? Часто ли люди интересуются кремацией?

– Востребованность в строительстве крематория у нас большая. Здесь, конечно, есть нюансы, связанные с позиционированием РК как мусульманского государства. Но Казахстан позиционирует себя как светское государство. Поэтому можно уверенно говорить, что в этом плане

никаких преград для строительства крематория нет

Марат Исмаилов

И на данный момент желающих много. Даже среди мусульман. Люди приходят и говорят, что хотели бы, чтобы после смерти их тело кремировали. Сейчас кремация производится только в Новосибирске. Был Барнаул, но там, видно, дороже. Я знаю частные компании, которые возят туда тела для кремации и обратно привозят прах.

Кто все эти люди?

– Этих компаний действительно много? Можете назвать стоимость услуги?   

– Стоимость назвать не могу, это коммерческая тайна. Однако знаю, что цена вполне приемлемая. Они же предлагают и более дешевый вариант — все зависит от желания клиента. Есть несколько видов кремации – частичная, полная и фрагментарная. Я знаю несколько компаний, которые оказывают эти услуги.

– Мне говорили, что одна из причин, по которой у нас крематорий еще не построен, наличие свободной земли. Мол, есть где хоронить

– На данный момент свободной земли очень мало. Сейчас осталось только одно свободное для захоронений кладбище – «Батыс», западное. Оно смешанного типа. Следовательно, у мусульман может возникнуть некоторое невосприятие захоронения родственников на нем. Они захотят сделать это на более профилированном мусульманском кладбище.

Конечно, строительство крематория прежде всего решит вопрос свободных земель для нужд живых. У нас на данный момент, как известно, проблема с новым кладбищем. Планируется открытие кладбища в микрорайоне Думан, но жители прилегающих районов выступают категорически против. Однако это кладбище, конечно, тоже не решит проблему — территория очень маленькая.

А крематорий – это решение. И в первую очередь решение проблемы свободных земель для нужд живых людей. Сейчас в Алматы под кладбища занято 920 гектаров. И эти земли можно просто-напросто вычеркнуть из мест общего пользования. Потому что в будущем, вы прекрасно понимаете, кроме парковой зоны, на этой территории ничего строить нельзя.

Есть, конечно, примеры, когда кладбище полностью переносится. Производится эксгумация всех останков, территория рекультивируется. Но почва все равно остается пропитанной продуктами биоразложения.

Соответственно, там рискованно производить какие-то работы под ИЖС. То есть кроме как организовывать парковые зоны, там сделать ничего невозможно.

Никаких проблем

– Если вдруг вопрос по крематорию будет решен положительно, как вы видите свой бизнес дальше? По вашим прогнозам, будет ли крематорий пользоваться спросом?

– Бизнесу по предоставлению ритуальных услуг это никаких проблем не принесет. Это будет всего лишь одним из видов погребения. Вы представляете, сколько можно земли сэкономить?! Если на одном квадратном метре сделать трех-четырехъярусную систему колумбария, сколько можно захоронить урн?

Тогда как на одном метре вы не сможете похоронить ни одного человека. А на одном метре в четыре яруса с размером ниш 30х40 см можно поместить урны с прахом 25-30 человек.

К тому же строительство крематория – это не целенаправленное действие по кремации только  покойников.

В первую очередь, это кремация биоотходов. Их очень много скапливается из медучреждений — продукты хирургического вмешательства из перинатальных центров, родильных домов (плоды преждевременных родов, мертворожденных и пр.).

Представьте себе, отходы мы хороним партиями по 70 кг! В среднем, когда в медучреждениях накапливаются биоотходы, их вывозят по 200-300 кг.

К тому же у нас очень много безымянных, их хоронят за счет государства. Представляете, сколько это места получается?!

А мы должны выдерживать санитарные требования. Это такая же стандартная могила, как для полноценного человеческого тела, и с той же массой – 70 кг. Соответственно, эти 300 кг мы делим на несколько могил.

А это же все можно утилизировать. Кремировать. И мы получим какой-то конечный полезный продукт. Хотя многие могут сказать, что это кощунственно. Но представляете, период минерализации мы сокращаем с 50 лет до периода от одного до трех часов.

Разница есть? Или 50 лет, и плюс земля становится непригодной для общего пользования, или от одного до трех часов, и в результате совершенно безвредный продукт отхода.

Кому невыгодно?

– Подведем логический итог: на услугу спрос есть. Тогда почему крематорий все-таки не строят?

– Вопрос о строительстве крематория в Алматы поднимался еще с 1970-х годов. Уже во время моей работы в спецкомбинате ритуальных услуг – в то время мы были государственным казенным предприятием – Ахметжан Смагулович Есимов давал нам поручение провести предварительный анализ, переговоры, то есть предварительную комплексную работу. И мы ее сделали.

– Уточните, пожалуйста: много в Алматы таких парков на территории бывших кладбищ?

— Вы наверное знаете, что парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев построен на месте кладбища конца 19-го века. Территория Family Park – тоже бывшеек ладбище. А еще скверы в районе улиц Оренбургская и Базарбаева, Абылай хана и Маметовой. Дело в том, что когда Алматы назывался еще городом Верный, проспект Абылай хана был улицей Кладбищенской. В нижней части, где сейчас расположен железнодорожный вокзал Алматы-2, было большое мусульманское кладбище.

Но в связи с нуждами города его ликвидировали примерно в конце 1950-х годов. Почему я знаю? В то время рядом с этим кладбищем жили мои дедушки. Там произвели эксгумацию останков, сделали рекультивацию. Часть эксгумировали, но что-то, конечно, осталось… На этом месте построили железнодорожный вокзал.

Им несть числа

Таких примеров много, не могу все перечислить. Парки на местах расположения бывших кладбищ, конечно, мера вынужденная. Но вместе с тем утрачены и исторические в местах захоронения тех людей, которые внесли свой вклад в развитие нашего города.

Вот только один из примеров: напротив Центрального кладбища, где сейчас расположен ресторан «Даулет», стоит памятник Раимбек-батыру. Это же верхняя часть Ташкентского тракта, так назывался проспект в 1932 году. Решением горисполкома на этом месте было организовано мусульманское кладбище. Сейчас на его территории работают рестораны и промышленные предприятия.

Тогда было принято решение об организации двух кладбищ. Ниже Ташкентского тракта, 6 гектаров, это христианское и по месторасположению еврейское кладбище. Первое еврейское захоронение было в 1927 году. Выше Ташкентского кладбища – 8 гектаров было отведено под мусульманское кладбище, которое уже к 1940-му году полностью исчерпало свои земельные ресурсы. И таких мест много.

Я вам скажу, что на территории бывших кладбищ не только скверы и парки. Есть места, где стоят высотные дома и дороги. Возьмем мусульманское кладбище выше Ташкентского тракта, там даже не производили эксгумацию,   до сих пор находят человеческие останки.

– К слову, нашему Центральному кладбищу сколько осталось до закрытия?

– Оно давно закрыто. По поводу частичного закрытия выносилось много постановлений. Последнее постановление было в 1976 году. А вопрос о статусе недействующего для Центрального кладбища пока закрыт. Пока есть места для подзахоронения.

А что скажет духовенство?

Вопросы о необходимости строительства нового инфраструктурного объекта мы задали Мурату Телибекову.

Лидер Союза мусульман Казахстана идею поддержал.

Мурат Телибеков

– На мой взгляд,

серьезных доводов против строительства крематория нет

Рано или поздно мы к этому придем. Все крупные мегаполисы обречены на использование подобных «технологий». Конечно же, есть люди, которые считают, что крематорий это безнравственно. В основном такой точки зрения придерживается духовенство. Согласен лишь в той части, что принуждение здесь недопустимо.

Каждый человек самостоятельно делает выбор, исходя из этических и религиозных принципов. Кстати, судя по реакции общества, желающих кремировать свое тело после смерти немало.

– Почему в Казахстане до сих пор нет крематория?

– Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Возможно, проект не сулит большой прибыли, поэтому его реализация не столь стремительна, как, допустим, ЛРТ в Нур-Султане. По мнению специалистов, стоимость одного крематория составит примерно 4 млн евро.

С точки зрения «откатов» — это не самый лакомый кусок. Другое дело, если бы стоимость составляла 1 млрд евро. Тогда да!

Впрочем, думаю, что за этим не заржавеет. Если украсить крематорий  стразами, мрамором и золотыми бирюльками, можно вытянуть и на 2 миллиарда. Мы страна богатая, можем позволить себе самый большой и шикарный крематорий в мире.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter