Саудовская Аравия, главный идеолог договора о сокращении добычи, уже не верит в высокие цены на нефть.
Саудовская Аравия переходит в режим экономии. 1 ноября минфин страны объявил, что в 3 раза понижает прогноз по росту ВВП на нынешний год (с 2,6 до 0,9%). Также ожидается падение доходов на 9%. Поэтому с 2020 года монархия начинает резать статьи бюджетных расходов.
В частности, под «нож» минфина попадает ряд статей, входящих в специальную программу по диверсификации экономики. Ее расчетная стоимость оценивалась в $425 млрд. Но изначально расходная часть бюджета строилась на стоимости барреля в районе 80-86 долларов.
Однако таких цен на рынке нет с сентября 2018 года
Доходы от экспорта нефти дают до 90% поступлений в бюджет Саудовской Аравии. Поэтому сокращение расходов бюджета говорит о том, что саудиты больше не надеются на возвращение в ближайшее время нефтяных цен к уровню 80 долларов.
Между тем именно Саудовская Аравия приложила больше всех усилий для роста стоимости нефти. Именно эта страна была одним из главных идеологов договора ОПЕК+, согласно которому страны-экспортеры нефти должны ограничить добычу, а соответственно и предложение на мировом рынке. Свою квоту на сокращение саудиты подчас перевыполняли с большим запасом. То есть тут добывалось даже меньше сырья, чем было предусмотрено условиями договора. Но
в последние месяцы цены на нефть удавалось лишь поддержать, но никак не увеличить
Лишь в апреле и начале мая цена Brent поднималась выше 70 долларов, а к концу лета упала до 60.
ОПЕК+ в том виде, в каком он существует сегодня, саудитам просто невыгоден. Не питают каких-то особых иллюзий относительно договора и другие его участники.
На словах многие страны говорят о важности соблюдения квот, но на практике далеко не все их соблюдают. Например, Ирак вообще ни разу не снижал добычу до согласованного уровня. Но гораздо серьезней тот факт, что требования игнорирует и Россия.
По данным «Интерфакса», средняя добыча за октябрь составила 11,23 млн баррелей в сутки. Относительно октября 2018 производство упало на 168 тыс. баррелей в день вместо положенных 226. Таким образом, сделка была исполнена только на 73%. А по сравнению с сентябрем добыча даже выросла на 32 тыс. баррелей в день.
С начала 2019 года Россия лишь дважды сократила добычу в рамках квот, и то вынуждено — в июне и июле, когда простаивал трубопровод «Дружба», обеспечивающий 20% российской нефтяного экспорта.
При этом в России все чаще говорят, что договор не так уж и нужен. Глава «Роснефти» Игорь Сечин открыто отговаривал Владимира Путина от пролонгации соглашения, акцентируя внимание на том, что снижение добычи приводит к потере доли на рынке.
Сам президент России заявлял, что госбюджет сверстан из расчета стоимости нефти в 40 долларов за баррель. А глава минэкономразвития Максим Орешкин и вовсе назвал Саудовскую Аравию «слабым звеном» на нефтяном рынке.
«Если в середине 80-х годов прошлого века Саудовскую Аравию устраивала относительно низкая цена на нефть, то Советский Союз нуждался в высокой. СССР был слабым звеном и получил все проблемы, когда нефтяной рынок среагировал вниз. Сейчас ситуация зеркальная, на нефтяном рынке мы с саудитами поменялись местами.
Им нужно 70 долларов за баррель, а нас устроят и 40»,
— сказал он в одном из интервью в начале сентября.
Быть или не быть ОПЕК+, это будет решаться на ближайшем заседании, которое состоится в декабре. Но пока внешний фон складывается таким образом, что особо настаивать на соглашении никто не будет.
Даже если договор будет пересмотрен и продлен, вряд ли это окажет какое-то значительное влияние на нефтяные цены. «Выпадающие» из-за квот баррели компенсируют страны, которые в этом соглашении участия не принимают.
Прежде всего речь о США, чьи сланцевые компании становятся все более сильными игроками на мировом рынке. Кроме того,
рост мировой экономики замедляется, это отражается на переизбытке сырья
И он сохранится, даже если вдруг США и Китай в одночасье прекратят торговые войны. Хоть как-то сдержать переизбыток позволяют санкции в отношении Ирана, а также почти полный развал нефтедобычи Венесуэлы.
Но при этом за прекращением договора ОПЕК+ последует неконтролируемый рост добычи нефти странами картеля. И прежде всего самой Саудовской Аравией. Уже сейчас монархия готова увеличивать предложения на сотни тысяч баррелей в сутки.
В сентябре в Саудовской Аравии сменился министр энергетики. Это может служить сигналом изменения политики саудитов в вопросах международной торговли. То есть СА за счет повышения добычи и демпинга цен готова отвоевывать максимальную долю на рынке.
Подобная практика уже имела место в середине 1980-х годов. Тогда она привела к трехкратному падению мировых цен на нефть. Нынешний отказ от высоких затрат в СА показывает, что такой сценарий возможен и сегодня.