Намерения Минска закупать альтернативную (российской) нефть в Казахстане вызвало волну экспертных обсуждений. Однако это заявление не более чем козырная карта в экономических играх Беларуси и России, пишет ИАЦ МГУ.
Желание Минска заменить российскую нефть на казахстанскую было озвучено на бизнес форуме. Учитывая, что в мероприятии принимали участие президенты Беларуси и Казахстана, намерение было воспринято многими экспертами едва ли не как свершившийся факт.
Но нужно понимать, что вопрос поиска новых поставщиков нефтересурсов поднимается Беларусью уже давно. Ранее звучали версии Венесуэлы, Азербайджана, стран Ближнего Востока. Однако ввиду географического расположения (в первую очередь из-за отсутствия выхода к морю) экономическая целесообразность таких проектов сомнительна. И
в большей степени служат белорусскому руководству политическим рычагом
Каждый раз вопрос альтернативы российской нефти поднимается на фоне обострения экономических отношений между Минском и Москвой.
Вот и сейчас после начала реализации Российской Федерацией так называемого “налогового маневра” стала активно обсуждаться казахстанская нефть. При этом недавно стало известно, что Москвы идти на какие-либо уступки Минску в предоставлении компенсаций не готова. Дело в том, что налоговый маневр повлечет неизбежный рост цен на российскую нефть. Это чревато «выпадением» доходов бюджета Беларуси (за 9 мес. 2019 – $250 млн, в 2020 – $400 млн). Собственно
поэтому Минск снова имитирует активный поиск альтернативных поставщиков
Элементарный анализ внешнеторговой статистики ЕАЭС свидетельствует, что доля России в поставках товаров 27 группы (топливо минеральное; нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные) составляет около 98%. Изменения по годам незначительные — в пределах 98,12 — 98,8%.
То есть получается, что на протяжении последних лет каких-либо альтернатив российской нефти не появилось. Поэтому вероятность, что Казахстан будет продавать нефть Беларуси по сверхнизким (нерыночным) ценам, сомнительна.
Российская сторона вряд ли предоставит льготный тариф на транспортировку, ее стоимость будет исчисляться по рыночным ценам. Вместе с тем следует учитывать, что Беларусь завершает процесс модернизации НПЗ, расширяет мощности и глубину переработки нефти.
Повышение эффективности заводов дает возможность последним получать положительный экономический результат при переработке нефти даже с относительно высокой стоимостью.
Таким образом, можно констатировать, что проект «Казахстан-нефть-Беларусь», с одной стороны, носит демонстративный характер. И эта
демонстрация направлена на усиление переговорных позиций Минска с Москвой
в рамках обсуждения «налогового маневра».
С другой стороны, проект имеет для Беларуси и ряд экономических выгод. Но только в случае баланса входных расчетных параметров. Сюда входят выходная цена на казахстанскую нефть, тарифы РФ на ее транспортировку, глубина переработки.
По сути, белорусская инициатива может закладывать новые условия для форматирования взаимоотношений между странами ЕАЭС.
С одной стороны, ставится под вопрос монополия России на ее поставку в Беларусь. С другой – создаются новые институциональные условия для развития межгосударственных коопераций внутри ЕАЭС.
Однако реализовать их в полном объеме можно исключительно при соблюдении принципов транспарентности и открытом диалоге с Россией. Если исключить информационный фон вокруг темы поставки нефти и трезво оценить итоги прошедшего форума,
важно отметить стремление белорусской стороны максимально вовлечь казахстанский капитал
в реализацию внутренних и внешних экономических интересов Беларуси.
Для начала оценим внешнеторговую и инвестиционную статистику и посмотрим на ее динамику.
Так, совокупная доля Казахстана в белорусском товарообороте с 2016 по 2019 гг. увеличилась с 0,8 до 1,4%.
Динамика товарооборота, экспорта/импорта между РБ и Казахстаном
При этом темпы роста товарооборота с Казахстаном превышали средние темпы роста Беларуси со странами ЕАЭС. Вместе с тем оба показателя снижаются.
Темпы роста товарооборота Казахстана и Беларуси (%)
Согласно данным Нацбанка Беларуси, прямые иностранные инвестиции Казахстана в Беларусь имеют склонность к уменьшению. Так, на 01 января 2018 года они составляли $41 млн. На 01 января 2019 – $31 млн.
Динамика ПИИ Казахстана в сравнении с совокупным ПИИ в Беларуси. ПИИ России в Беларусь (млн долл. США)
Инвестиции Беларуси в Казахстан тоже сокращаются. На 1 января 2018 – $8,1 млн, на 01 января 2019 – $7,3 млн. Однако на 01 января 2017 они составляли всего $3,9 млн.
Динамика совокупных ПИИ Беларуси, ПИИ Беларуси в Россию, Казахстан (млн долл. США)
Статистика относительных показателей демонстрирует признаки стагнации внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Беларусью.
Фактически прошедший бизнес форум и встреча глав государств должны вдохнуть в двустороннее сотрудничество новые силы. Итогом переговоров стало подписание между Казахстаном и Беларусью 15 соглашений на общую сумму 75 млн долларов в отраслях машиностроения, агропромышленного комплекса и фармацевтики.
Проработаны направления сотрудничества в логистике, цифровых технологиях, туризме и иных сферах. Активное стремление Минска к вовлечению свободного казахстанского капитала в страну является необходимым фактором улучшения платежного баланса республики на фоне увеличения ее отрицательного торгового сальдо (01-08.2019– минус $3,6 млрд).
Однако примечательно, что при развитии экономической кооперации с Казахстаном белорусские госчиновники ориентируются не на госпредприятия, а на представителей бизнес элит Казахстана.
В частности,
Осваивают белорусский рынок и казахстанские бизнесмены.
Эти проекты эффективного сотрудничества казахстанского и белорусского капитала могут активно использоваться в качестве положительных примеров государствами-участниками ЕАЭС. Модель подобных двухсторонних бизнес форумов в рамках ЕАЭС должна стать основой развития внутриторгового инвестиционного сотрудничества и кооперации между государствами Евразийского экономического союза.