Министерство национальной экономики не справилось с задачей по сдерживанию роста цен на социально значимые продукты питания.
Общество по защите прав потребителей «Сапа» опубликовало свой сентябрьский анализ цен на 9 наименований социально значимых товаров.
«Сразу скажем, в Алматы удержать цены на мясо в этом месяце не удалось. Не помогли ни ограничения торговых надбавок, ни предоставление оборотных средств», — пишут эксперты общества. — «На алматинских рынках цена на говядину выросла в среднем на 200 тенге за килограмм, в небольших магазинах – на 400, в крупных супермаркетах – на 300 тенге. В некоторых торговых точках стоимость говяжьей вырезки увеличилась почти на 1 500 тенге. Что на это скажет миннацэкономики? Какие дальнейшие меры по сдерживанию цен будут предложены ведомством?».
— Государство вообще проверяет, как торговые сети исполняют поручение по недопущению роста цен? — спросили мы у представителя «Сапы» по Алматы Риммы Гаховой.
— Миннацэкономики вообще должно контролировать цены. Недавно там заявили, что для их сдерживания у них есть ряд инструментов.
В обмен на удержание цен предлагали дешевые оборотные средства. Ну и ограничение торговых надбавок
Это прозвучало в прошлом месяце, но заработали ли механизмы, непонятно.
Они озвучили 9 основных продуктов, за которыми будут вести контроль. Ситуацию по ним я привела в своей таблице. И добавила уголь, потому что осенью с ним постоянно возникают проблемы. В прошлом году власти тоже обещали, что на этот вид топлива будут сдерживать цены.
— Плюс ликвидировать ежегодно искусственно возникающий дефицит на уголь.
— Да, мы всегда следим за ценами на уголь, обычно я это делаю на площадке OLX, там масса предложений. Как менялась стоимость основных 9-ти продуктов, вы уже видите. Я посчитала ценовую разницу августа и сентября. Результат неутешительный. Особенно по мясу.
Разброс большой. Непосредственно на рынках, в зависимости от качества мяса, 100-200 тенге. Если кости или ребра, цена росла меньше. Но на чистую мякоть поднялась значительно.
— Вы говорите, что кое-где говяжья вырезка подорожала на 1500 тенге? Это где?
— В сети магазинов «Асыл Ет».
Если месяц назад самая дорогая говяжья вырезка там стоила 3800-3900 тг за кг, теперь ее цена — 4650 тенге
Мы не имеем контактов с руководителями «Асыл Ет», но продавцы ссылаются на то, что мясо подорожало везде. Почему, они конкретно ответить не могут. Что касается продавцов на рынках, по их словам, причина кроется в огромном потоке отечественной говядины в Китай, так как туда выгоднее везти мясо по лучшей цене. Внутри страны возник искусственный дефицит. Как происходит на самом деле, я не знаю.
— У нас ведь в каждом регионе есть стабфонды для продовольственных интервенций, разве они не могут повлиять на цены?
— Мы уже очень давно говорим, что на них нужно обратить внимание. Они работают неправильно. Стабфонды могли бы социально значимые продукты, в том числе и обсуждаемые девять позиций, выбрасывать на рынок не каждый день, а только в период предполагаемого ажиотажа — перед праздниками или в сезон заготовок, примерно 3-4 раза в году. И для стабфонда было бы не накладно.
Истинную причину резкого подорожания говядины нам назвал аграрный консультант Кирилл Павлов.
— Почему подорожало мясо, если миннацэкономики принимает меры по сдерживанию цен?
— Борются не с теми причинами. У нас цена на мясо долго искусственно сдерживалась, а фермеры недополучали деньги. Теперь открыты границы для экспорта. В частности, в Узбекистан. Я вижу, какие туда уходят объемы. Узбеки за казахстанскую говядину дают хорошую цену.
Зачем фермеру искать покупателя в Казахстане, если за хорошие деньги можно оптом сдавать на экспорт?
Появились деньги, теперь экспортеры закупают у производителя мясо подороже. Основная масса производителей — мелкие и средние фермеры с хозяйством от 100 до 1000 голов КРС. Они выращивают бычков, которых затем сдают на откормочные площадки. И они тоже стали больше смотреть в сторону экспорта, так как стали больше зарабатывать.
Если 1,5 года года назад фермер мог сдать тушу целиком по 1200-1300 тенге за килограмм, сейчас живым весом в пересчете на чистый выход сдает по 1600-1700 тенге.
Есть еще экспорт в Китай. По каким ценам, не знаю. Но знаю, что они ниже узбекских.
— Иран тоже крупный импортер казахстанского мяса?
— Туда идет баранина. Их она очень интересует. В этом году Иран скупил всю российскую экспортную баранину, а в следующем нацелен на Казахстан. Так что цена заметно вырастет.
— И что должно делать миннацэкономики, если делает не то, что нужно?
— Нужно ввести квоты на экспорт мяса, чтобы ограничить объемы экспорта. Сейчас ограничений нет. Ограничивать нужно не только продажу мяса, но и продажу живого экспортного скота. Потому что мы, с одной стороны, хотим нарастить поголовье, а с другой — экспортируем скот. Где логика? Экспорт — безусловно, это хорошо. Это хороший стимул для экономики, роста налогов и доходов фермеров. Но экспорт не должен быть в ущерб интересам внутреннего рынка.