Американские компании, которые должны пострадать от ограничительных мер, дорожают гораздо быстрее, чем в «мирное время».
За 3 квартала 2019 года индекс S&P 500, который характеризует изменения стоимости акций 500 компаний США с наибольшей капитализацией, вырос на 19%. Это лучший показатель за последние 22 года. Сейчас значение индекса (2976,7) находится вблизи исторического максимума, отставая от него всего на 1,6%.
Рекордное значение было достигнуто также в 2019 году – 26 июля 2019 года S&P 500 поднялся выше отметки в 3025 пунктов. Однако третий квартал оказался пока самым неудачным. За последние три месяца рост составил всего 1,2%.
Это говорит о том, что
стоимость акций американских компаний растет самыми быстрыми темпами с 1997 года
Причем происходит это на не самом благоприятном фоне. Ведь аналитики со всего мира ждут снижения мирового производства и падения экономической активности. На практике это должно означать, что производственные показатели крупнейших компаний должны снижаться, а вместе с ними падать и финансовые показатели. Но инвесторов это, похоже, не смущает.
При этом отмечается, что январь-сентябрь 2018 для американских компаний также был в целом успешным — S&P 500 и тогда рос с большой скоростью. Однако в четвертом квартале показатели резко упали. Это вызывает тревогу у некоторых экспертов, которые опасаются повторения ситуации.
Но есть большая разница: в конце 2018 года торговые войны между США и Китаем только разгонялись. Теперь же акции растут в цене на фоне активных действий сторон.
Динамика S&P 500 с IV квартала 2018 по III квартал 2019 включительно
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: американские компании, которые должны пострадать от ограничительных мер, дорожают гораздо быстрее, чем в «мирное время». То же самое происходит и некоторыми промышленными металлами. Как пример – палладий, цена на который достигла исторического максимума, превысив 1 700 долларов за унцию. Только за сентябрь этот металл подорожал на 10%.
Главная причина – его дефицит. Многие страны мира ужесточают экологические нормы, что заставляет автопроизводителей переходить на производство бензиновых и гибридных авто, отказываясь от дизельных моделей. А для этого нужно больше палладия, которого, как оказалось, просто на всех не хватает.
По оценкам компании Johnson Matthey, его дефицит по итогам 2019 года составит 809 против 121 тыс. унций годом ранее. По мнению некоторых участников рынка, превышение спроса над предложением сохранится на протяжении еще нескольких лет. А это несколько выбивается из прогнозов о том, что рост промышленного производства в мире будет замедляться.
Несмотря на то что периодически стороны говорят о возможном компромиссе, напряжение между США и Китаем растет. Стороны вводят все новые ограничительные пошлины относительно друг друга. Причем ставки в противостоянии тоже продолжают расти.
С 1 сентября вступили в силу новые пошлины США на китайские товары. С 1 октября повышение тарифов на 30% введено для другой группы товаров, общий объем продаж которых из Китая в США составляет 250 млрд долларов. Еще одно повышение пошлин на ряд импортируемых китайских товаров ожидается в декабре 2019 года.
В конце сентября Bloomberg сообщил, что в Белом доме рассматривают вариант исключения ценных бумаг китайских компаний с американских фондовых бирж. Это может быть одним из очередных шагов в противостоянии. Рынки на новость отреагировали стремительно – инвесторы стали «сливать» ценные бумаги. Акции компании Alibaba на Нью-Йоркской бирже в моменте падали более чем на 6%, Baidu – более чем на 4%, JD – почти на 7%.
Как часто бывает, новости предшествовала позитивная риторика со стороны властей. За две недели до этого Дональд Трамп заявил, что готов рассмотреть возможность заключения временной торговой сделки с Китаем. Однако уточнил, что предпочел бы подписать полное соглашение.
Впрочем, американские власти новость Bloomberg опровергли, хотя и не оперативно. Официальный представитель минфина США Моника Кроули заявила, что
«в данный момент администрация не рассматривает возможность блокировки китайских компаний от листинга акций на американских фондовых биржах».
Пока США и Китай продолжают повышать ставки в торговых войнах, страдают и другие страны. Например, 25 сентября Америка наложила санкции на две компании, входящие в китайскую группу Cosco. Причина – перевозка иранской нефти, что запрещено теми же США.
«Дочка» одной из этих компаний имеет совместное предприятие с канадской Teekay, производящей специализированный флот. Теперь со всеми этими судами не имеют права работать американские компании и граждане. Фактически им закрыт доступ и в иностранные порты.
Одним из крупнейших клиентов Teekay является НОВАТЭК. Компания приобретает танкеры для перевозки сжиженного газа. Всего для своего крупного проекта «Ямал СПГ» НОВАТЭК заказал 6 танкеров.
Эта же «дочка» Cosco владеет долей еще в одном судостроительном производстве. Оно должно поставить на Ямал СПГ 5 танкеров такого же типа. Более того, еще 3 танкера НОВАТЭК должна поставить совместная компания японской MOL и другой структуры Cosco — Shanghai LNG.
Де-юре совместные производства под санкции не попадают. Но все же с такими компаниями рекомендуется работать с осторожностью. Но в НОВАТЭК говорят, что санкции против китайцев на работе компании не скажутся.
При подготовке текста использованы материалы РБК и «Коммерсанта»