Секрет вспышки прост: летом от насильников прячутся на дачах или даже на улице.
В Алматы на сегодняшний день известны (есть сведения в интернете) четыре кризисных центра. И кажется, без работы они никогда не останутся, так что держите их телефоны под рукой.
1. Приют «Arasha»: 317 57 17, 272 04 57
2. «Teen Challenge Казахстан», круглосуточная горячая линия: 257 06 04
3. Центр социально-психологической реабилитации и адаптации для женщин и детей «Родник»: 396 19 38
4. Кризисный центр «Дом для мамы»: +7 777 547 4732
Руководители нескольких кризисных центров Алматы, помогающих людям, пострадавшим от разных видов насилия, в один голос говорят:
осенью обращений больше
– В июне и июле обращений совсем мало, а в августе прямо прорывает, — говорит глава приюта для жертв бытового насилия «ARASHA» Маргарита Ускембаева. — Осенью, зимой становится еще больше, а вот к весне поток ослабевает.
И поясняет, что летом пострадавшая может уйти из дома без риска замерзнуть на улице, а с наступлением холодов такая возможность исключается. Особенно учитывая то обстоятельство, что покидать родные пенаты часто приходится с ребенком, и нередко с грудным.
В приют, рассчитанный на 20 койко-мест, в этом году обратились 115 человек. Наверное, социально незащищенные женщины, логично предположила я. Ответ Ускембаевой шокировал.
– Вы думаете, к нам обращаются только бедняжки, которым не к кому больше пойти? Нет.
Среди пострадавших от бытового насилия немало успешных женщин
Как, по-вашему, можно назвать социально незащищенной ту, у которой просторная квартира в центре города и хорошая работа в банке — словом, все блага цивилизации.
— И чем ей нужно помочь?
— Ее сожитель, даже не официальный муж, а именно сожитель валяется на диване и требует, чтобы она выгнала из дома свою старшую 11-летнюю дочь! Она рассказала, что раньше он уже избивал девочку. Сейчас ей только 11, не успеешь оглянуться, как она превратится в девушку.
А там и до сексуального насилия недалеко
И подобных случаев, подчеркнула эксперт, много.
Что мешает таким женщинам решить вопрос со своим положением как-либо еще? Вопрос риторический. Таким и останется, считает Ускембаева. —
Женщины прощают своих обидчиков. Им банально хочется иметь рядом мужчину
как опору, сильное плечо. Они хотят быть любимыми. Им хочется верить в лучшее. И именно эта вера и надежда на светлое будущее порождает не только новые всплески насилия, но и кризисные центры. И здесь, грубо говоря, работает классическая формула:
Приют «Arasha» предлагает обратившимся 8 видов социальных услуг. Причем не только для женщин, но и для мужчин. Кроме того, круглосуточно и на двух языках работает горячая линия.
Кризисный центр «Teen Challenge Казахстан» готов помочь всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. За помощью, по словам директора Тамары Рише, обращаются женщины разного возраста с детьми до 18 лет. Она также указала, что летом обращений меньше.
– Дачный сезон заканчивается, закрываются летние площадки. Людям негде жить и работать.
В этом случае центр готов предоставить жилье на срок от одного дня до 1,5-2 лет. Ежедневно к ним поступает 3-4 звонка и находит приют одна семья. Сопутствующую помощь готовы оказать юридические, психологические и правоохранительные службы. Стоит отметить, что услуги оказываются в порядке партнерства с государством.
Директор кризисного центра «Дом для мамы» Анна Белимова рассказала, что чаще всего к ним обращаются женщины, оставшиеся без жилья и средств к существованию.
— Причины разные. Например, незапланированная беременность вне брака, в результате отвернулись родственники —
такое случается с девочками из восточных семей
Приходят женщины, чьи мужья страдают от алкогольной зависимости, а они боятся оставлять с ними детей. Есть и жертвы бытового насилия.
— Меняется ли частота обращений в связи со временем года и другими обстоятельствами?
– Да, конечно. В холодное время года количество обращений увеличивается. Думаю, это связано с тем, что становится сложнее найти жильё, подходящее для ребёнка. Летом можно снимать времянки или жить в частных домах у родственников. Но мамочки обращаются к нами и летом.
Также играет свою роль и экономическая ситуация в стране. Сейчас подорожали продукты, жильё, и воспитывать ребёнка одной — задача непростая. Не все имеют возможность справиться с такими проблемами, особенно без поддержки родственников.
Но на решение, принять ли их в кризисный центр, не влияют ни религиозная и национальная принадлежность, ни возраст мамочки, ни количество детей или срок беременности.
При наличии мест мы готовы принять всех
В отличие от других центров, которые, к сожалению, бывают ограничены количеством мест и берут либо только первородок, либо от 7 месяцев беременности.
— Как поддерживает кризисные центры государство?
— От государства мы поддержки не получаем. В основном «Дом для мамы» существует за счёт добрых людей и спонсоров. Мы благодарны за любую ежемесячную поддержку. В том числе в виде продуктов и средств гигиены. Если честно, чтобы решить бытовые вопросы, постоянно ищем спонсоров.
Если у деток обнаруживаются проблемы со здоровьем, тоже стараемся помочь