Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Битва за электроавтобусы в Нур-Султане: китайские против казахстанских

7152
Источник: onliner.by

«Фейсбукчане» возмутились, что электробусы казахстанского производства гораздо дороже китайских электрических автобусов. А не легче ли тогда купить готовые, если они дешевле?

Напомним детали: ТОО «Астана LRT» закупит 100 новых электробусов на 38,9 млн долларов. Костанайская компания ТОО «СарыаркаАвтоПром» поставит автобусы Yutong модели ZK6128BEVG стоимостью 146,7 млн тенге ($388 тыс.) за единицу. В стоимость входят и зарядные станции.

Скриншот с сайта Alibaba

Скриншот с сайта Alibaba

Завышены ли цены?

Пресс-секретарь ТОО «Астана LRT» Науат Азанбаева пояснила, что электробус, который нашли «фейсбукчане», абсолютно другой. 

— Это другие автобусы, другая модель. Там нет двойного остекления, нет обогревателей. Там нет специального оборудования, которое мы закупаем — к примеру, валидаторы, камеры наблюдения и программа безопасности для водителя. Пускать ту модель у нас в Нур-Султане утопия. Можно купить и дешевый автобус, но он сломается через год, — говорит Азанбаева.

По словам главы пресс-службы, компания провела глубокий анализ и рассмотрела все варианты. Поэтому не совсем корректно говорить, что выбранные автобусы дорогие.

— Кто-нибудь задавался вопросом, сколько стоит растаможка и дополнительные расходы? Посмотрите какие автобусы покупает Москва и за какую сумму. У них все гораздо дороже. Европейские автобусы стоят от 500 тыс. евро, а у нас кредит на 7 лет под 7% годовых (ставка лизинга — прим. ред.). Это очень хорошие условия, с учетом того, что эксплуатационные расходы будут гораздо ниже, чем на дизельные автобусы, — сообщила пресс-секретарь.  

Азанбаева отметила, что самое главное — это опыт в развитии зеленой экономики. А кроме того, если что-то сломается, «СарыАркаавтоПром» рядом.

Однако на сайте Alibaba можно увидеть и другие заманчивые предложения от китайского производителя Yutong. К примеру, электробус с характеристиками, похожими на костанайскую модель. И даже у этой машины цена ниже.

Скриншот с сайта Alibaba

Скриншот с сайта Alibaba

Несмотря на это, автоэксперт Евгений Кубеков считает, что сравнивать их не совсем корректно. По его словам, цена зависит не только от марки и модели, но и от многих других параметров.

—  По поводу цены, возможно, для Казахстана это большие деньги. Но если сравнивать с европейскими конкурентами, по тем характеристикам, которые заявляются, эту стоимость он оправдывает. Хороший 12-метровый электробус с тремя входами не может стоить меньше 300 тыс. долларов, — считает Кубеков. 

Отечественное производство

В свою очередь, исполнительный директор «Союза обрабатывающей промышленности» Адильбек Бектибаев с этими доводами не согласен. Он считает, что продукция казахстанского производства должна быть дешевле.

— У разобранного автобуса нет никаких пошлин, его завозят в виде комплектующих и здесь собирают. Если посмотреть правила стимулирования, этим производителем возмещаются затраты по теплу и электроэнергии из утилизационного сбора. Логически, если большинство затрат компенсируется в виде стимулирования, продукция должна быть дешевле. А у них она дороже, — возмутился директор союза.

Глава ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов подчеркнул, что для компании было важно, чтобы поставщиком был отечественный товаропроизводитель. Но является ли «СарыАркаавтоПром» на самом деле отечественным?

Есть локализация — или нет?

Уровень локализации составляет 27-32%. Завод производит электродвигатели, навесные части и детали салона. Бектибаев считает, что локализации нет. По крайне мере, ее не видно, говорит он и призывает все показать.

— Где производят фары, кресла, стекла? Никто этого не показывает. Так о какой локализации идет речь? Если о добавленной стоимости и ее преподносят как локализацию за то, что они сделали сборочные операции, это одно. Если же они говорят, что производят какие-то комплектующие, пусть покажут, что они производят или кто им производит, — предложил Бектибаев.

По его словам, «СарыаркаАвтоПром» получило статус казахстанского производителя по соглашению. Однако компания не достигает критериев достаточной переработки, чтобы считаться Made in Kazakhstan.

— Под них изменены правила. Далее в госзакуп включены нормы, чтобы покупать только казахстанское. Пусть покупают, никто же не против, но цена должна быть адекватная. Если мы покупаем казахстанское, это не означает, что мы должны покупать, образно, в 100 раз дороже. Это же абсурд! Все-таки это госбюджет, деньги налогоплательщиков. Если можно привезти готовый автобус, растаможить, а цена будет ниже нашего производства, я не вижу в таком производстве никакой логики, — сказал эксперт.

Бессмысленный бизнес

Эксперт считает, что можно было закупить другие автобусы с похожими техническими характеристиками.

— Мы закрываем импорт на рынок, но задираем цены на свои товары. Это неправильно. Производитель должен ставить реальные цены. Cколько налогов они платят в бюджет? Соответствуют ли их налоговые выплаты тем льготам, которые они получают?

Что касается сравнения с европейскими автобусами, Бектибаев ответил, что следует не сравнивать, а считать.

— Пусть они объяснят обществу, почему у них при всей поддержке все выходит дороже.

Если это бессмысленный бизнес и он никогда не будет дешевле, лучше от него отказаться,

— резюмировал он.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter