Для Нур-Султана закупают новые электробусы у казахстанского производителя — ТОО «Астана LRT». Однако пользователи Facebook нашли очень похожие машины на сайте Alibaba в Китае. И они гораздо дешевле.
«Фейсбукчане» возмутились, что электробусы казахстанского производства гораздо дороже китайских электрических автобусов. А не легче ли тогда купить готовые, если они дешевле?
Напомним детали: ТОО «Астана LRT» закупит 100 новых электробусов на 38,9 млн долларов. Костанайская компания ТОО «СарыаркаАвтоПром» поставит автобусы Yutong модели ZK6128BEVG стоимостью 146,7 млн тенге ($388 тыс.) за единицу. В стоимость входят и зарядные станции.
Пресс-секретарь ТОО «Астана LRT» Науат Азанбаева пояснила, что электробус, который нашли «фейсбукчане», абсолютно другой.
— Это другие автобусы, другая модель. Там нет двойного остекления, нет обогревателей. Там нет специального оборудования, которое мы закупаем — к примеру, валидаторы, камеры наблюдения и программа безопасности для водителя. Пускать ту модель у нас в Нур-Султане утопия. Можно купить и дешевый автобус, но он сломается через год, — говорит Азанбаева.
По словам главы пресс-службы, компания провела глубокий анализ и рассмотрела все варианты. Поэтому не совсем корректно говорить, что выбранные автобусы дорогие.
— Кто-нибудь задавался вопросом, сколько стоит растаможка и дополнительные расходы? Посмотрите какие автобусы покупает Москва и за какую сумму. У них все гораздо дороже. Европейские автобусы стоят от 500 тыс. евро, а у нас кредит на 7 лет под 7% годовых (ставка лизинга — прим. ред.). Это очень хорошие условия, с учетом того, что эксплуатационные расходы будут гораздо ниже, чем на дизельные автобусы, — сообщила пресс-секретарь.
Азанбаева отметила, что самое главное — это опыт в развитии зеленой экономики. А кроме того, если что-то сломается, «СарыАркаавтоПром» рядом.
Однако на сайте Alibaba можно увидеть и другие заманчивые предложения от китайского производителя Yutong. К примеру, электробус с характеристиками, похожими на костанайскую модель. И даже у этой машины цена ниже.
Несмотря на это, автоэксперт Евгений Кубеков считает, что сравнивать их не совсем корректно. По его словам, цена зависит не только от марки и модели, но и от многих других параметров.
— По поводу цены, возможно, для Казахстана это большие деньги. Но если сравнивать с европейскими конкурентами, по тем характеристикам, которые заявляются, эту стоимость он оправдывает. Хороший 12-метровый электробус с тремя входами не может стоить меньше 300 тыс. долларов, — считает Кубеков.
В свою очередь, исполнительный директор «Союза обрабатывающей промышленности» Адильбек Бектибаев с этими доводами не согласен. Он считает, что продукция казахстанского производства должна быть дешевле.
— У разобранного автобуса нет никаких пошлин, его завозят в виде комплектующих и здесь собирают. Если посмотреть правила стимулирования, этим производителем возмещаются затраты по теплу и электроэнергии из утилизационного сбора. Логически, если большинство затрат компенсируется в виде стимулирования, продукция должна быть дешевле. А у них она дороже, — возмутился директор союза.
Глава ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов подчеркнул, что для компании было важно, чтобы поставщиком был отечественный товаропроизводитель. Но является ли «СарыАркаавтоПром» на самом деле отечественным?
Уровень локализации составляет 27-32%. Завод производит электродвигатели, навесные части и детали салона. Бектибаев считает, что локализации нет. По крайне мере, ее не видно, говорит он и призывает все показать.
— Где производят фары, кресла, стекла? Никто этого не показывает. Так о какой локализации идет речь? Если о добавленной стоимости и ее преподносят как локализацию за то, что они сделали сборочные операции, это одно. Если же они говорят, что производят какие-то комплектующие, пусть покажут, что они производят или кто им производит, — предложил Бектибаев.
По его словам, «СарыаркаАвтоПром» получило статус казахстанского производителя по соглашению. Однако компания не достигает критериев достаточной переработки, чтобы считаться Made in Kazakhstan.
— Под них изменены правила. Далее в госзакуп включены нормы, чтобы покупать только казахстанское. Пусть покупают, никто же не против, но цена должна быть адекватная. Если мы покупаем казахстанское, это не означает, что мы должны покупать, образно, в 100 раз дороже. Это же абсурд! Все-таки это госбюджет, деньги налогоплательщиков. Если можно привезти готовый автобус, растаможить, а цена будет ниже нашего производства, я не вижу в таком производстве никакой логики, — сказал эксперт.
Эксперт считает, что можно было закупить другие автобусы с похожими техническими характеристиками.
— Мы закрываем импорт на рынок, но задираем цены на свои товары. Это неправильно. Производитель должен ставить реальные цены. Cколько налогов они платят в бюджет? Соответствуют ли их налоговые выплаты тем льготам, которые они получают?
Что касается сравнения с европейскими автобусами, Бектибаев ответил, что следует не сравнивать, а считать.
— Пусть они объяснят обществу, почему у них при всей поддержке все выходит дороже.
Если это бессмысленный бизнес и он никогда не будет дешевле, лучше от него отказаться,
— резюмировал он.