Нур-Султан
Сейчас
-4
Завтра
-18
USD
390
+0.53
EUR
429
-0.23
RUB
6.05
-0.03

Почему казахи всегда красноречивы – традиция ораторского искусства

2830

Казахи всегда ценили Слово. Пословицы «Тіл қылыштан да өткір» (Язык острее меча), «Өнер алды қызыл тіл» (Главное искусство — красноречие) и другие подтверждают это. Однако это не означает, что можно говорить бессвязно и много.

В казахской степи словоблудие порицалось: «Сөз көп, іс аз» (Где много слов, там мало дела)

Шешендік салты в древности

Римский историк Квинт Курций Руф (І век) в своем труде «История Александра Македонского» привел пример ораторского искусства скифов. Обращение скифских послов к Александру полно метафор. И это звучит действительно красиво.

 «20 скифских послов, проехав по своему обычаю через лагерь на лошадях, потребовали доложить царю об их желании лично передать ему свое поручение. Впустив в палатку, их пригласили сесть, и они впились глазами в лицо царя.

Им, привыкшим судить о силе духа по росту человека, невзрачный вид царя показался совсем не отвечавшем его славе. Один, самый старший из них, сказал:

«Если бы боги захотели величину твоего тела сделать равной твоей жадности, ты не уместился бы на этой земле.

Одной рукой ты касался бы востока, другой запада, и достигнув таких пределов, ты захотел бы узнать, где очаг божественного света.

Ты желаешь даже того, чего не можешь захватить. Из Европы устремляешься в Азию, из Азии в Европу. Тебе удастся покорить весь людской род. Но что дальше? Ты поведешь войну с лесами, снегами, реками и дикими животными?

Разве ты не знаешь, что большие деревья долго растут, а выкорчевываются за час? Глуп тот, кто зарится на их плоды, не измеряя их высоты.

Смотри, как бы стараясь взобраться на вершину, ты не упал вместе с сучьями, за которые ухватишься. Даже лев однажды послужит пищей для крошечных птиц. Ржавчина поедает железо….

Откуда у нас с тобой вражда? Мы никогда не ступали на твою землю. Ты хвалишься, что пришел сюда преследовать грабителей, а сам грабишь все племена, до которых дошел. Зачем тебе богатство? Оно вызывает лишь больший голод.

Война у тебя рождается из побед. Хотя ты самый великий и могущественный человек, однако никто не хочет терпеть чужестранного господина.

Скифов ты никогда не настигнешь. Думая, что мы далеко, ты увидишь нас в своем лагере. Одинаково стремительно мы бежим и преследуем. Поэтому крепче держись за свою судьбу.

Со временем ты лучше поймешь пользу этого совета. Наложи узду на свое счастье — легче будет им управлять. С кем ты не будешь воевать, в тех сможешь найти друзей. Самая крепкая дружба бывает между равными. Мы не можем никому служить и не желаем повелевать».

Так красочно скифы поведали завоевателю о своем мировоззрении. И оно ничем не отличается от взглядов современных казахов.

В слове нельзя отказать

Об определенной демократичности казахского общества говорит отсутствие страха перед высказыванием своего мнения. Тому свидетельство казахская пословица «Бас кеспек болса да, тіл кеспек жоқ» (Можно отрубить голову, но отрубить язык невозможно).

Даже приговоренный к смертной казни в свой предсмертный час, произнеся эту пословицу, получал право на последнее слово. И нередко бывало так, что после его доводов восстанавливалась справедливость, и человек избегал смерти.

В прошлые века иностранные путешественники, побывавшие в степи, обращали внимание на красноречие казахов. Это подтверждает, что наш народ придавал и придает большое значение ораторскому искусству. Вот что писал немецкий путешественник Петр Симон Паллас (1741-1811).

«…обыкновенно употребляют замысловатые речи, говорят с разными присловиями, разговоры их наполнены всегда уподоблениями, фигурами и метафорами, весьма смелыми и выразительными».

Что означает Слово

Корень «шеш» в слове «шешен» (оратор) означает «развяжи, разъясни». То есть оратор должен своей речью внести ясность. Действительно, говоря красноречиво, казахи могли умерить пыл и остудить ярость. Но речь идет именно о красноречии, ибо как признак мудрости казахи ценят и немногословие.

Ученый Шайзада Тохтабаева объясняет это так:

«Оратора называют «шешен». Как правило, им может стать одаренный и мудрый человек, знающий обряды, обычаи и обладающий активной памятью, где как в копилке, собраны пословицы, фразеологизмы, традиционные эпитеты и образные выражения. Оратор умело пользуется богатейшим арсеналом выразительности и остротой народного словотворчества.

Содержательность, темп, накал и эмоциональность диалога во многом зависели от личности, возраста и социальной значимости оратора, который задавал тон беседе».

Казахские народные пословицы и поговорки придают монологу безусловную убедительность. Казахи считают медленный темп речи проявлением мудрости говорящего. Не ободряется многословие, суета и речевая торопливость, особенно среди мужчин. Самое ценное в ораторской речи — логичность. Потому могли выслушать и подростка, если он говорил правильные слова.

Шешендік салты в литературе

Обычно большими ораторами были казахские бии (судьи). До наших дней, например, дошли такие слова:

«Шоң би сөйлегенде қара арғымақты су түбіне батырады, Қазанғап сөйлегенде ол арғымақты су бетіне шығарады» (Когда говорит би Шон, он черного аргамака может утопить на самом глубоком дне. А когда говорит би Казангап — поднимет этого аргамака на поверхность воды).

Искусство ораторства казахи также называют «Көсем сөз» (дословно — «слово вождя»). В казахской истории много великих ораторов. Как они говорили и бір сөзбен (одной речью) решали самые трудные ситуации, тому немало примеров.

Чокан Валиханов в статье о казахских батырах XVIII века приводит интересный факт, как хан Абылай говорит о двух известных ораторах, которые своими речами вызволили казахских воинов из вражеского плена:

«Можно удивляться двум людям: это спасший 90 сородичей из плена Казыбек би и сделавший такое же Уак Дербисали».

Как Казыбек би добился своего

Однажды джунгары пленили немало казахских воинов. К джунгарскому хану на переговоры поехала делегация. Во главе ее был известный оратор, которого в народе прозвали қаз дауысты Қазыбек (Казыбек с голосом гуся) — это означало, что он непревзойденный оратор.

Когда хан джунгаров спросил, чего же хотят казахи, Казыбек би стал говорить. Его речь была предельно продумана и ясна. Чтобы почувствовать всю красоту слов, ее надо прочесть непременно на казахском языке:

«Қазақ деген мал баққан елміз, ешкімге соқтықпай жай жатқан елміз. Елімізден құт-береке қашпасын деп, жеріміздің шетін жау баспасын деп, найзасына жылқының қылын таққан елміз.

Дүшпан басынбаған елміз, басымыздан сөз асырмаған елміз, дәм-тұз ақтай білген елміз. Атадан ұл туса құл боламын деп тумайды. Ұл мен қызын тұтқында қалдырып, тыныш отыр алмайтын елміз.

– Сен темір болса, біз көмірміз,

Еріткелі келгенбіз,

Қазақ-жоңғар баласын теліткелі келгенбіз,

Танымайтын жат елге танысқалы келгенбіз,

Танысуға келмесең, шабысқалы келгенбіз,

Сен қабылан болсаң, мен арыстан,

Алысқалы келгенбіз,

Жаңа үйреткен жас тұлпар жарысқалы келгенбіз,

Бітім берсең жөніңді айт,

Бермесең тұратын жеріңді айт!»

Перевод на русский смысловой, а потому условный. Сложно подобрать выражения, которые бы передали всю красоту владения словом.

 «Мы, казахи — страна, пасущая животных, сами никого не трогаем. Мы народ, который свои копья украшает волосом конской гривы, чтобы не ушло наше счастье, чтобы на нас не напал враг. И мы народ, не позволяющий, чтобы над нами довлели враги. Но на добро мы отвечаем добром. Сын не рождается у отца, чтобы стать рабом. Мы народ, который не может жить спокойно, оставив в плену своих сыновей и дочерей». Далее Казыбек би продолжил свою речь стихами:

– Если ты железо — мы уголь,

Чтобы тебя расплавить, пришли,

Казахов и джунгар мы подружить пришли,

В незнакомую страну познакомиться пришли.

Если не захочешь знакомиться, то сразиться пришли,

Если ты леопард, то я лев — биться насмерть мы пришли.

Как только что обученные тулпары,

Соревноваться мы пришли.

Если согласен на перемирие, скажи,

Если нет, где будем биться, скажи!

Джунгарский хан освободил всех пленников.

Ораторская речь высоко ценится и в наши дни. Искусно говорящих хвалят: «Нағыз шешен екен!» (он настоящий оратор).

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter