Сомнения экспертов в эффективности политики Нацбанка имеют под собой реальную основу.
Напомним, что летом 2015 года Нацбанк отпустил тенге в свободное плавание. При этом регулятор объявил, что отныне берет на вооружение политику «инфляционного таргетирования.» Еще тогда ряд казахстанских экспертов высказали сомнения в эффективности подобного инструмента. А спустя четыре года эти сомнения стали реальностью.
Плавающий курс тенге «топит» меры социальной поддержки населения – экономист
На дебютном заседании Национального совета общественного доверия директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев привел удручающие результаты монетарного эксперимента. В частности:
Не исключено, что осенью Нацбанк откажется от этого эксперимента. Ведь согласно июльскому поручению президента, к 1 ноября правительству необходимо понять, какой режим наиболее полно отвечает задачам социально-экономического развития страны.
В пользу возможных изменений курсовой политики говорят и официальные данные. Статистика показывает, что в отличие от российских коллег Нацбанку не удается эффективно таргетировать инфляцию.
Как справедливо заметил г-н Ошакбаев, сейчас «якобы
инфляционное таргетирование работает в основном в пользу банков. То есть за счет нот Нацбанка они без риска извлекают высокую доходность из воздуха
и не имеют стимулов кредитовать бизнес».
Тем временем годовая инфляция в Казахстане продолжает расти. Как видим, по итогам последнего месяца лета она составила 5,5%. Настораживает и то, что впервые за последние годы в августе не подешевели продовольственные товары.
Как видно из данных статистиков, в годовом выражении по этой товарной группе сложился рост цен на 9,0% (в августе прошлого года — 5,1%).
А удерживать годовую инфляцию в пределах прогнозируемого Нацбанком коридора 4-6%, как видно из данных статистиков, реально позволяет не режим ее таргетирования, а прошлогоднее поручение Елбасы – не допускать роста тарифов в жилищно-коммунальной сфере.
У соседей инфляционный расклад выглядит более рыночным. В результате это позволяет российскому Центробанку рапортовать об успехах режима таргетирования инфляции. Годовая инфляция в России снижается несколько месяцев подряд и в августе составила 4,3%.
Продовольственные товары за последний месяц лета подешевели там весьма заметно – на 0,9%. Если смотреть за год,
темпы роста цен оказались почти вдвое меньше по сравнению с Казахстаном
Вполне приемлемыми темпами растут и российские расценки на платные услуги , что позволяет сохранить приток инвестиций в инфраструктуру.
В тот же день, когда в Нур-Султане проходило первое заседание НСОД, в Москве Совет директоров Банка России принял решение об очередном снижении ключевой ставки до 7,0% годовых.
Как подчеркнула в своем комментарии глава Центробанка Эльвира Набиуллина,
«…после пяти лет движения от жесткой к умеренно жесткой и далее к нейтральной денежно-кредитной политике мы наконец вошли в область значений ключевой ставки, которую расцениваем как вероятный диапазон нейтральной ставки».
Кроме того, с учетом фактической динамики снижен и прогноз инфляции по итогам 2019 года с 4,2–4,7 до 4,0–4,5% в годовом выражении. А в первые месяцы следующего года она ожидается в интервале 3,5–4,0%.
Нацбанк Казахстана с середины апреля держал свою базовую ставку неизменной, на уровне в 9,0%. Потому что было поручение президента сделать кредиты более доступными для бизнеса.
Однако 9 сентября регулятор принял решение о повышении этой ставки до 9,25%. В результате кредиты в России в целом обходятся заемщикам дешевле. Прежде всего это дает конкурентное преимущество российским производителям. Кроме того, выше в Казахстане и разница между годовой инфляцией и базовой ставкой центрального банка. Она составила 3,75% против российской в 2,7%.
Свое следующее решение по базовой ставке Нацбанк объявит 28 октября, а Банк России – 25 октября.