На прошлой неделе в Анкаре прошел трехсторонний саммит президентов России, Турции и Ирана. Можно ли ожидать каких-то кардинальных сдвигов в трехсторонних отношениях и в регионе Ближнего Востока?
Участники встречи в турецкой столице также обсудили ситуацию на северо-востоке Сирии. Согласились координировать свои усилия и отвергли все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом. Здесь речь шла об инициативе курдского населения по внедрению самоуправления. Стороны выразили решимость противостоять этим сепаратистским планам.
Это был камень в огород американцев. Иран, Ирак, Сирия и Турция никогда не согласятся на создание независимого Курдистана. Однако какой-нибудь полевой курдский командир, глядя на Барзани — лидера своих иракских соплеменников, самостоятельно торгующего нефтью и имеющего недвижимость в Европе, тоже думает: «Почему ему можно, а мне нельзя?».
Курды показали себя отличными бойцами, причем воюют и женщины, и потеряли в борьбе с ИГИЛ более 15 тысяч человек. Поэтому
они будут выжимать все максимально возможное из предоставленного им историей, США и Израилем шанса получить независимость
В настоящее время курдские руководители ведут переговоры с сирийским правительством. Цель — создать федеральную форму правления с сохранением местных комитетов самоуправления, созданных при поддержке американцев.
В списке их требований — введение изучения курдского языка в школах, с чем правительство согласно. С требованием самостоятельно использовать прибыль от добычи нефти — нет. Тем более, как это делается сейчас — продавая нефть на черном рынке под прикрытием американских военных. Как не согласится Дамаск и с желанием вести независимую внешнюю политику курдского региона.
Таким образом, США своей поддержкой курдских отрядов самообороны запалили фитиль еще одной бомбы в регионе. Поэтому многим хотелось бы, чтобы Трамп перестал поддерживать курдов и выполнил свое обещание, выведя войска из Сирии.
А на левом берегу Евфрата — на подконтрольной SDF, а реально США, сирийской территории — находится дюжина тюрем. Здесь содержатся несколько десятков тысяч боевиков ИГИЛ и членов их семей. В основном они были захвачены в ходе операции в зоне Ходжин, южнее Дейр эз-Зор и севернее Абу Кемаль. Основная часть задержанных – иракцы и сирийцы.
Есть много выходцев из Африки, Центральной Азии, Северного Кавказа, а также западноевропейских стран. На этой территории пока не действуют законы Сирийской Арабской Республики. Похоже, Международная антитеррористическая коалиция под предводительством США не знает, что с ними делать дальше. Американцы не контактируют с официальным правительством в Дамаске, а передать террористов властям Ирака им не позволяют их гуманистические идеалы, ратующие за права человека.
В Ираке, как и в Сирии, участвовавших в боевых действиях радикалов ожидает смертная казнь.
В конце концов, возможен вариант, что все три гаранта и Дамаск согласятся с американским присутствием, если США станут участвовать в масштабном восстановлении Сирии. Пока же несломленное сирийское правительство гордо заявляет, что позволяет участвовать в реконструкции страны только друзьям.
Участники саммита также подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации. При этом подчеркнули необходимость поддержания спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех соглашений по Идлибу. И прежде всего Меморандума от 17 сентября 2018 года.
Что будет с Сирией дальше — итоги Астанинского процесса
Согласно этому документу, Турция должна была вывести из Идлиба подконтрольные ей вооруженные группировки и разблокировать трассу Хама-Алеппо. Оппозиция же должна была отвести орудия средней и большой тяжести на 20 км вглубь от границы зоны деэскалации.
Однако эти обещания не выполнялись почти год. Только недавно в ближневосточных СМИ промелькнула информация, что 2 тыс. боевиков так называемой оппозиции перешли границу с Турцией. Цель — дальнейшее перемещение в Европу. Правда это или «фейк ньюс», неизвестно. Пока Турция не подтвердила факт перехода ими границы и вряд ли когда-нибудь это сделает.
Участники встречи на высоком уровне высказали серьезную обеспокоенность и в связи с наращиванием присутствия террористической организации «Хайат Тахрир аш-Шам» в зоне. А также подтвердили решимость продолжать сотрудничество в интересах окончательной ликвидации ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», всех групп, связанных с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочих террористических групп, признанных таковыми Совбезом ООН.
Стороннему наблюдателю сложно понять, как возникает наращивание присутствия террористических организаций в осажденном сирийскими правительственными войсками Идлибе. Однако посол Сирии в ООН Б. Джа’афари, обращаясь к американскому и европейским представителям в Совбезе ООН, недавно заявил:
«Господа! Если вы хотите положить конец войне в Сирии, прекратите поддерживать и вооружать террористов в Идлибе. Если вы так жаждете, судя по вашим заявлениям, положить конец страданиям моего народа, верните взращенных вами монстров в пещеры своей европейской цивилизации. Это единственный выход из этого кризиса».
Но правительства стран Европы и США не хотят возвращать своих граждан, воевавших в рядах террористов. Подчас они просто лишают их гражданства. Исключение составили только члены «Белых касок» (организация, сотрудничающая с террористами), созданнной британскими спецслужбами на деньги налогоплательщиков и звезд Голливуда. Их с семьями вывезли через Израиль на вертолетах в Великобританию и Канаду.
Активно возвращением своих граждан занимаются только Россия и страны Центральной Азии. Отношение к этому процессу неоднозначное. Одни, включая ооновских экспертов, считают это проявлением социальной зрелости и гуманности государств, заботящихся о своих гражданах и осознающих ответственность за них.
Другие, особенно профессиональные психиатры, уверены, что завербованные радикалы реабилитации не поддаются. А значит представляют высокою угрозу для общества, являясь минами замедленного действия. Особенно для государств с авторитарной формой правления. Кого могут привести к правлению с помощью завербованных радикалов, вопрос риторический.
Путин, Эрдоган и Рухани также согласились предпринять конкретные меры по обеспечению защиты гражданского населения в соответствии с нормами международного гуманитарного права. Участники встречи в Анкаре отметили необходимость увеличения гуманитарного содействия всем гражданам на территории Сирии без выдвижения предварительных условий.
Они также призвали членов международного сообщества и ООН повысить свое участие. А также увеличить помощь Сирии. В том числе по восстановлению объектов инфраструктуры и разминированию. Была подчеркнута и необходимость содействия безопасному возвращению беженцев и перемещенных лиц в места их проживания в Сирии.
Главным же итогом встречи в Анкаре было объявление об успешном завершении работы по определению состава комитета по подготовке конституционной реформы.
Согласование состава Конституционного комитета в Астанинском формате шло достаточно долго. Но гораздо быстрее и продуктивнее, чем на Женевской площадке. Там некоторые кандидатуры от оппозиции, предложенные делегациями «малой группы стран» по Сирии, в которую входят США, Франция, Великобритания, Германия, Иордания, Египет и Саудовская Аравия, не устраивали сирийское правительство. И наоборот, предложения сирийской стороны не встречали поддержки «малой группы». Ее представители требовали обязательной отставки Асада. С этим, естественно, не соглашались представители сирийского президента. Противостояние было слишком сильным, чтобы можно было прийти к компромиссу.
С согласия ООН Астанинский формат в январе 2018 взял на себя функцию согласования состава Комитета в рамках поддержки усилий специального посланника генсекретаря. На эту работу ушло больше полутора лет. Однако она была успешно завершена и конституционная комиссия создана. Как отметил А. Гутерреш,
«Есть согласие между всеми сторонами о составе Конституционного комитета по Сирии. Идет работа по определению круга обязанностей комитета».
В состав комитета вошли представители правительства и оппозиции, участвующие в межсирийских переговорах, эксперты по Сирии. Кроме того, представители гражданского общества, независимые представители, лидеры племен и женщины. В нем также пропорционально представлены этнические и религиозные группы.
Лидеры трех стран подтвердили готовность содействовать запуску работы Конституционного комитета в Женеве. Как было решено на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи.
Этот шаг еще раз подтвердил, что переговоры в Астанинском формате не являются альтернативой Женевскому процессу, а дополняют его. Посредством Астанинского процесса Россия, Турция и Иран заложили добротную базу сотрудничества по общим знаменателям. Руководители стран-гарантов также приветствовали в качестве новых наблюдателей переговоров участие Ирака и Ливана.
До достижения полного мира в Сирии еще предстоит пройти долгий путь. Однако уже сейчас ясно, что конструктивное взаимодействие стран-гарантов разрешения этого трагического кризиса позволило изменить положение в Сирии и добиться конкретных результатов как на местах, так и на политическом треке.