Основное внимание на прошедшем в столице Казахстана очередном раунде переговоров по Сирии было уделено Идлибской зоне деэскалации.
Странами-гарантами переговоров была подчеркнута необходимость установления спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех соглашений, прежде всего Меморандума от 17 сентября 2018.
Здесь имеется в виду вывод силами вооруженной оппозиции тяжелого и среднего вооружения из 20-километровой зоны демилитаризации. То есть с территории, на которой расположена авиабаза российских ВС в провинции Латакия.
«Боевики проводят практически ежедневные ракетные обстрелы нашей базы. Они также запускают китайские дроны с привязанным к ним самодельными бомбами. Мы не можем рисковать жизнью наших военнослужащих.
Оппозиция должна отступить вглубь на указанное расстояние»,
— сообщил российский источник.
«Тяжелое вооружение, танки есть только у нас. У ДАЕШ и Хаят Тахрир аш-Шам их нет. Нам тяжело уговорить остальные оппозиционные фракции поверить русским, потому что они бомбят нас каждый день. Никто никому не доверяет. Нам нужно время,» — сказал Ясер Абдурахим, командир «Легиона Шамс», присутствовавший на переговорах в Нур-Султане.
Другой представитель военной оппозиции, Айман аль Асми, привел цифры погибших с начала июня по конец июля. Он сказал, что в результате бомбардировок погибли 831 человек, большинство из них женщины и дети.
В свою очередь российский источник привели данные о том, что в июне-июле на территориях, которые контролируют США и международная коалиция, произошло более 300 терактов, погибли 225 человек. Жертвами обстрелов террористов с территории Идлибской зоны деэскалации стали 110 сирийских военнослужащих и 65 мирных жителей, ранения получили более 240 сирийских военных и 100 гражданских лиц.
Сирийский кризис: почему он никак не закончится? — эксперт
Выразив сожаление в связи с жертвами среди мирного населения, участники переговоров в казахстанской столице согласились предпринять конкретные меры. Они основаны на предыдущих договоренностях по обеспечению защиты гражданского населения в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
Стороны высказали серьезную обеспокоенность в связи с увеличением присутствия террористической организации «Хейат Тахрир аш-Шам» в зоне Идлиба и подтвердили решимость в окончательной ликвидации ИГИЛ, «Джабхат ан‑Нусры» и других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Аль-Каидой» или ИГИЛ.
Стороны выразили убеждение, что сирийский конфликт не имеет военного решения. Также они подтвердили приверженность продвижению ведомого и осуществляемого самими сирийцами политического процесса при содействии ООН и решениями Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
Они провели консультации в трехстороннем формате, а также с сотрудниками офиса спецпредставителя ООН г. Педерсена. В частности речь шла о завершении формирования и запуска Конституционного комитета в Женеве. Как раз перед началом переговоров был согласован окончательный список его членов. Сам г. Педерсен на переговоры не приехал по состоянию здоровья.
Астанининский процесс знаменателен тем, что показывает реальные результаты
Помимо договоренностей по созданию зон деэскалации конфликта, организованные и действующие в его формате рабочие группы проводят конкретную работу.
Так
был подчеркнут успех очередной операции по обмену пленными и заложниками,
состоявшейся 31 июля 2019 г. в рамках профильной Рабочей группы Астанинского формата.
Все стороны отметили необходимость увеличения гуманитарного содействия всем сирийцам на всей территории страны без выдвижения предварительных условий. Также они подчеркнули важность содействия безопасному и добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в места их проживания в Сирии.
Ирак и Ливан впервые приняли участие в качестве новых наблюдателей Астанинского формата, как соседние страны, имеющие непосредственные границы с воюющей Сирией. До этого на переговорах присутствовала только Иордания.
Практически сразу после проведения Астанинских переговоров, 5 августа, Президент Турции Реджеп Эрдоган сделал заявление. Речь шла о новой военной операции в районе, который контролируется курдами. Восточнее Евфрата на севере Сирии. Однако не уточнил, когда она начнется. Обещанное наступление могло стать третьей турецкой военной операцией в Сирии.
В 2016 году Турция ввела свои вооруженные силы в Сирию в рамках операции «Щит Евфрата». Затем, в 2018 году была начата «Оливковая ветвь». Цель этой операции — захват Африна.
Ранее стало известно, что
переговоры между США и Турцией о создании зоны безопасности на восток от Евфрата зашли в тупик
из-за требований Эрдогана к американцам прекратить поддержку курдских отрядов.
В 2015-2016 годах при помощи американской авиации Сирийским демократическим силам (SDF) удалось освободить от джихадистов ИГИЛ обширные территории между Евфратом и границей с Ираком. В основном эти силы представлены курдскими Отрядами народной самообороны (YPG). А на самой территории свою операцию готовили турецкие военные. Цель — уничтожение отрядов YPG, которых Вашингтон поддерживает, как партнеров. Турция же считает YPG союзником запрещенной Рабочей партии Курдистана (РКК), которая 35 лет ведет вооруженную борьбу с турецкими властями.
Два союзника по НАТО вели дискуссии о создании буферной зоны еще с 2013 года. Но не могли прийти к соглашению. Наконец 7 августа, турецкое Министерство обороны сообщило, что Анкара и Вашингтон договорились. В результате будет создан координационный центр. В его функциях — согласование совместных операций и контроль планируемой зоны безопасности на севере Сирии.
Жизнь на войне: журналистка из Казахстана побывала в Сирии и рассказала о пережитом
Зона вдоль сирийско-турецкой границы будет контролироваться Турцией в координации с США. А члены курдских формирований должны покинуть эту территорию и сдать тяжелое вооружение. Все туннели, позиции и укрепления, внутри зоны безопасности, будут уничтожены. Отмена военной операции – главный итог переговоров в Анкаре. Турция и США остановились буквально в одном шаге от фактического разрыва союзнических отношений.
Деталей по главному спорному вопросу – зоне безопасности, мало. В совместном заявлении о ней только сообщается, что она станет «коридором мира». В заявлении также говорится, что стороны договорились предпринять меры по обеспечению безопасности самой Турции и по возвращению сирийских беженцев, находящихся на ее территории. По официальным данным там сейчас находится более 3,6 млн беженцев из Сирии.
Сирийское правительство обвиняет Турцию в незаконной оккупации своей территории. При этом Сирия неоднократно обращалась в Совет Безопасности ООН с требованием принять меры по этому вопросу. В обращении приводятся факты перевода обучения в арабских школах на турецкий язык. Есть и факты выдачи турецких удостоверений личности сирийским гражданам. Более того — вывоза археологических памятников и антиквариата с сирийской территории.
При этом, все страны – гаранты Астанинского процесса, включая Турцию, подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики. А также целям и принципам Устава ООН.
Иран, Россия и Турция подчеркнули уважение общепризнанных международно-правовых решений. Включая положения соответствующих резолюций ООН, отвергающих оккупацию сирийских Голан.