Казахстанский публицист и общественный деятель Мурат Абенов изложил свою точку зрения по поводу резонансной инициативы антикоррупционной службы.
В начале сентября в антикоррупционной службе предложили администрациям школ рассмотреть вопрос привлечения учащихся к уборке классных помещений. Согласно задумке, это должно воспитывать в юных казахстанцах добропорядочность и трудолюбие.
Полезно приобщать детей к труду – министр образования
В обществе началась широкая дискуссия. Инициатива подразумевала добровольное участие школьников, однако стали звучать мнения, что новшество может превратиться в «обязаловку». Вместе с тем многие родители поддержали инициативу, аргументируя это советским и японским опытом.
Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов заявил, что уборка в классах силами школьников может быть лишь добровольной и с разрешения родителей. Абенов поддержал министра и привел свои доводы.
«Это не значит, что каждый школьник должен мыть полы» — Жангозин о школьных уборках
«На самом деле аргумент взрослых «и мы тоже мыли» не учитывает многих аспектов, —
отметил публицист в Facebook. —
Вот несколько мнений против.
1) Мы не СССР, где детей могли заставить ходить строем и подвергнуть порицанию и наказанию вплоть до исключения из пионеров.
Что делать, если кто-то откажется? Есть методы принуждения? Нет
2) Любая работа должна быть нормирована для обеспечения безопасности — стандарты температурные, гигиенические, рабочая одежда, место для переодевания и умывания, даже вес ведра и размер швабры. Безопасность от электроэнергии, пожаров, пыли, температурный режим. Даже для взрослых. А тут дети.
Кто понесет ответственность за инициативу? Готовы ли чиновники к судебным искам от родителей за возможные травмы?
3) Мы не Япония. Другая ментальность. Чтобы наши дети работали как японские, нужно, чтобы их родители были такими же трудолюбивыми и дисциплинированными.
4) У нас санитарные нормы в большинстве школ не соответствуют нормам. И по температуре зимой, и особенно по кондиционированию воздуха в теплое время года. Кондиционеров просто нет почти во всех школах. Проветривание не помогает. Система вытяжек устарела.
Держать детей в пыльных и кабинетах с застоявшимся воздухом — значит вредить их здоровью»