Часть денег вернут на родину, но судьбу остальных еще обсуждают.
Пока Гульнара Каримова отбывает наказание, судьба «узбекских миллиардов» так до конца и не прояснилась. Часть найденных средств обещали вернуть Узбекистану, но это меньшая часть. Получит ли страна остальное — неизвестно. Кроме того, тем временем западная пресса во этом деле находит все большие странности.
Швейцарская газета Blick опубликовала статью «Стиральная машина для денег: Гульнара Каримова и швейцарские банки». Перевел материал портал Asiaterra. По мнению швейцарских журналистов,
в деле Каримовой еще могут всплыть новые и интересные подробности
Во всяком случае, оно еще далеко от завершения.
Blick начал с небольшого экскурса в прошлое. В конце июня 2012 года в Женеве в банк Lombard Odier пришла помощница Каримовой Гаянэ Авакян и потребовала доступа к счету с кредитом в миллион долларов США. Ей отказали (на каком основании, журналисты не уточнили). Через пару дней с аналогичной просьбой туда же пришли еще два человека. Но тоже получив отказ, начали «проявлять агрессию». Заподозрившие неладное банковские служащие сообщили в Бюро по расследованию случаев отмывания денег.
https://365info.kz/2018/06/gulnara-karimova-ne-hochet-vozvrashhat-dengi-uzbekistanu
— Пять дней спустя федеральный прокурор Майкл Лаубер получил данные о нахождении нескольких сотен миллионов франков в разных банках с подозрением на отмывание денег. Через месяц предполагаемые менеджеры Coca-Cola (именно так и представились последние посетители) были арестованы в отеле Cornavin, что расположен на вокзале в Женеве. Там они сняли комнату, которая позже оказалась сокровищницей доказательств. Полиция устроила засаду и обнаружила, что они ездили по Швейцарии в бронированным внедорожнике в сопровождении телохранителей.
Началось крупнейшее в истории Швейцарии дело об отмывании денег. Расследованием продолжилось в 19 странах,
— напомнило издание.
По итогам швейцарское правосудие заморозило более 800 млн долларов США. Часть средств обещали вернуть в Узбекистан.
Во всем «деле Каримовой» швейцарские журналисты обратили внимание на ряд странных моментов. Например, в течение семи лет (до самого 2019 г.) следствие не указывало названия других банков. Потом – что предпринимается в их отношении.
— Даже банковский надзор, жестко борющийся с отмыванием денег, пока ведет себя сдержанно
Ведомство не хочет сообщать газете Handelszeitung, возбудило ли оно надзорное производство в отношении вовлеченных банков и каковы результаты
Гигантские суммы были перемещены по разным направлениям между счетами швейцарских банков. Об этом свидетельствует новый уголовный приказ Федеральной прокуратуры, который вступил в силу в конце июня, — утверждает издание.
https://365info.kz/2019/03/kakie-zarplaty-u-ministrov-uzbekistana-i-kuda-deli-gulnaru-karimovu
Еще за пять лет до объявления отмывания денег банком Lombard Odier американские дипломаты в Узбекистане отмечали «суматоху Каримовой и ее сообщников в Узбекистане». Это видно из отчетов американских атташе, ставших известными после публикации на Wikileaks.
— 13 апреля 2007 года американский дипломат Джон Пурнелл телеграфировал из Ташкента в Вашингтон, что Каримова вынудила американскую телекоммуникационную компанию продать свою узбекскую дочернюю структуру, — пишет газета.
Сколько именно вернут в Узбекистан, пока неясно, идут переговоры.
Мухаммадсалих Абутов, колумнист портала Центр-1, опубликовал статью «Узбекистан на перепутье: диктатура или демократия». Поводом стали «принудительное бритье бород в Ташкенте, а затем объяснения со стороны ГУВД столицы».
В конце августа на ташкентском рынке «Малика» начали задерживать бородатых мужчин. Их сопровождали в отделение милиции и там брили. Позже представители столичного ГУВД объяснили процедуру тем, что
якобы «умные камеры» не узнают людей с бородами
Однако Абутов видит в этом процессе гораздо более глубокий смысл. Якобы Шавкат Мирзиёев все еще решает, кем быть – диктатором или демократом. И насильственное бритье — как раз проявление диктаторских замашек, а сам факт хоть какого-то объяснения — демократических.
Автор напомнил, что конкурента в борьбе за власть в религии увидел еще первый президент Узбекистана Ислам Каримов, который и начал борьбу с ней.
— Вопрос состоял лишь в том, продолжит ли эту же политику подавления религиозности и приверженности к исламу граждан страны и ее новый лидер Шавкат Мирзиёев? Сегодня, почти три года спустя после его прихода к власти, очевидно одно: президент продолжает балансировать то в сторону каримовского произвола и диктатуры, то более открытого и свободного общества. Он не решил, он не знает… — заявил Абутов.
Радио Озодлик изложило свое видение громкого уголовного дела, приговор по которому вынесен 4 сентября.
Самаркандский городской суд по уголовным делам приговорил бизнесмена Умара Раджабова к 11 годам лишения свободы. Сын предпринимателя и еще трое также получили длительные сроки – от 7 до 10 лет. Их обвиняли сразу по нескольким статьям: от мошенничества до легализации преступных доходов.
Якобы Раджабову местные власти выдали разрешение на строительство двухэтажного торгово-бытового комплекса, а тот начал возводить семиэтажный жилой дом. Причем привлек и средства дольщиков.
Чуть позже уже построенную семиэтажку снесли, а дольщики остались и без денег, и без квартир
Автор утверждает, что осужденных «ждет еще два процесса по делу о «скандальном» строительстве в городе Самарканде и городе Джума Самаркандской области».
Представитель самаркандской администрации заявил, что именно на основании заявлений дольщиков и возбудили уголовные дела.
— Однако самаркандский журналист Каримберди Турамурод говорит, что в суде ни один из дольщиков не предъявил предпринимателю никаких претензий, — пишет портал.
Кстати, судебный процесс был открытым.
– Возможно, совершил какие-то нарушения при строительстве, но ведь за это не дают 11 лет тюрьмы! У нас чиновникам, присвоившим миллиарды долларов, дают всего лишь 5 лет. Поэтому я считаю несправедливым приговор, вынесенный Умару Раджабову, – процитировал портал журналиста.
Ранее чиновник из городской администрации объяснял порталу суть конфликта.
– Прежний глава Самарканда Вохид Рахимов подписал документ, согласно которому Умару Раджабову было разрешено построить двухэтажный торговый центр на улице «Мироншох». Однако он начал строить на этом месте семиэтажный жилой дом. 23 июня 2018 года по поручению нынешнего главы Самарканда Фурката Рахимова дом начали сносить. После этого дольщики Раджабова начали требовать вернуть им вложенные деньги, – пояснил представитель городской администрации, – говорил он.
Осуждены застройщики, «кинувшие» дольщиков на 7 млрд тенге
Однако дольщики считают, что наказаны не все виноватые. Председатель комитета дольщиков Мавлюда Каримова сетовала, что пока дом строили, министерство культуры и администрация Самарканда молчали.
– Куда они смотрели?!
они заговорили о незаконности строительства тогда, когда наш дом был уже почти построен,
– возмущалась председатель комитета дольщиков.
В ответ на возмущения дольщиков министр культуры Бахтиёр Сайфуллаев заявил, что «предприниматель усыпил бдительность чиновников».
Сам Раджабов еще в 2018 году заявлял, что разрешение на семиэтажку выдать ему обещал бывший хоким Самаркандской области Туроб Джураев (в августе 2019 года осужден на 13 лет за продажу земельных участков для строительства многоэтажных домов в центре Самарканда – Озодлик). Но не просто так.
— Он «попросил» меня выполнить несколько его просьб. Чтобы получить разрешение на строительство семиэтажного дома, я построил здание приемной президента в городе Самарканде, чайхану рядом с монументальной гробницей Каримова и подземный переход, – сказал он.
Однако официального разрешения предприниматель так и не получил. И решил строить без него.