Уже со следующего года в Казахстане начнет действовать новая модель медицинского обслуживания. Однако отечественные эксперты полагают, что инициаторы ОСМС излишне форсировали повсеместное внедрение. Такие «шапкозакидательские» настроения чиновников могут сыграть злую шутку.
Напомним, в 2019 году на счета фонда медицинского страхования поступило более 9 млрд тенге. Всего за два года оператор ОСМС аккумулировал 205,1 млрд. 95,6% собранной суммы состоит из обязательных отчислений работодателей. Оставшиеся 4,4% пришлись на долю индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Член Национального совета общественного доверия, социолог Гульмира Илеуова утверждает, что большинство граждан страны исповедуют консервативные взгляды на медицину. Поэтому непродуманные реформы могут привести к полному коллапсу.
«Наш фонд неоднократно проводил исследования в сфере здравоохранения, в том числе и по внедрению обязательного медстрахования. Нельзя сказать, что подавляющее большинство населения против нововведений. Около половины респондентов говорили, что ОСМС необходимо вводить.
У людей присутствует подспудная мысль, что в здравоохранении не все в порядке, что-то не работает. Соответственно, страхование рассматривается как один из вариантов.
Вместе с тем в обществе сохраняются консервативные взгляды на систему здравоохранения
Особенно что касается детской медицины. Это одно из последних завоеваний советского строя, за которое у нас держатся.
Люди уверены, что бесплатная медицинская помощь — прерогатива государства»,
— говорит Гульмира Илеуова .
Несмотря на латентную поддержку граждан, система ОСМС не внушает доверия, считает социолог.
«Глобальная социальная реформа должна была проводиться в более «широкие» сроки. К тому же, информирование о внедрении находится на недостаточном уровне. Многие вещи остаются непонятными.
К примеру, в Карагандинской области запущен пилотный проект, однако его «параметры» никому не известны. Будут ли доступны результаты «опыта»? Будет ли скорректирована политика после окончания проекта? Мне, как эксперту, это неизвестно.
Считаю, что прежде всего нужно было завершить «пилот», затем адаптировать результаты и, возможно, попробовать еще раз.
Поскольку такую гигантскую реформу с «разгона» не возьмешь. Но у нас случилась «бумага» впереди действия
Первоначально вообще пытались реализовать «документ» об ОСМС в течение полугода. И это при довольно глубоком предубеждении граждан. Такое шапкозакидательское настроение сыграет злую шутку. Людей волнуют частные вопросы медицинского страхования.
Все упирается в уровень проработанности реформы, оценки существующих рисков и показатели эффективности»,
— говорит эксперт.
Гульмира Илеуова рискнула предположить, что разработчиков системы обязательного страхования ждет разочарование. В итоге Казахстан получит «промежуточный вариант», не удовлетворяющий потребности пациентов.
«Скорей всего будет так: внедрят, столкнутся с трудностями и откатят назад.
Дальше примут «непонятный вариант» ОСМС, который не будет удовлетворять ни население, ни госорганы
Что касается самозанятых, для них ввели единый совокупный платеж. Предполагалось, что внутри этого платежа находятся социальные расходы. Однако самозанятые на инициативы государства отреагировали слабо. Почему? Значит инициаторы плохо проинформировали плательщиков. Либо у людей возникли сомнения в эффективности начинания.
Думается, что внедрение ОСМС будет проходить шумно. Достаточно посмотреть на «возврат» адресной социальной помощи
Кто-нибудь умрет в очереди, где-то возникнет коллапс — только тогда будем делать работу над ошибками», — отметила член НСОД.
Экономист Жарас Ахметов полагает, что обязательный платеж в фонд медстрахования является, по сути, налогом. Только поступления идут не в госказну, в на счета внебюджетной организации.
«Понятно, что это дополнительная нагрузка, ведущая к новым издержкам. Но основная проблема не в обязательном или необязательном страховании.
Вопрос заключается в организации здравоохранения в целом
Когда человек идет к врачу, он желает получить качественные услуги, за которые платит либо он сам, либо государство. Когда мы платим через фонд страхования, мы снижаем нагрузку на бюджет.
Но повторюсь, суть вопроса не в системе оплаты. Суть в качестве медицинских услуг. Чем выше уровень, тем лучше для экономики: меньше больничных, больше живем, больше потребляем.
Если при внедрении новой системы не меняется обслуживание, то обновление будет лишней нагрузкой на нас с вами»,
— считает Ахметов.
Вторая часть проблемы — эффективное расходование бюджетных средств. По мнению эксперта, в случае административных провалов положение не спасет никакое ОСМС.
«Если все работает хорошо, уровень услуг повышается, людям вернутся все личные расходы. За наши дополнительные издержки мы должны получить рост эффективности медицины.
В противном случае к медицинскому страхованию возникнут вопросы», — резюмирует Жарас Ахметов.