Чтобы снизить цены на авиабилеты в Казахстане, правительство решило… «докупить» самолеты для национального авиаперевозчика. Конечно, можно было снизить тарифы в аэропортах для авиакомпаний, но… Такой вариант тоже интересен.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев считает, что отечественная авиаотрасль теряет конкурентоспособность.
Из-за высокой стоимости авиабилетов и топлива снижается транспортный потенциал страны
Об этом он заявил в ежегодном послании народу Казахстана, отмечая, что «проездные документы» от «Эйр Астана» дороже, чем в Европе. Разница доходит до 30%.
В правительстве к критике главы государства прислушались. Но пришли к довольно неожиданным выводам. По словам вице-премьера Жениса Касымбека, основной причиной высоких цен является нехватка воздушных судов и дефицит провозных емкостей.
Поэтому
принято решение о дополнительной капитализации авиакомпаний «Эйр Астана» и Qazaq Air
Выделенные средства должны пойти на увеличение авиапарка перевозчиков — уже ведется совместная работа с фондом «Самрук-Казына».
Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр уточнил, что
цены повышают сами авиакомпании. К примеру, билеты в выходные и праздничные дни становятся дороже
По его словам, ценообразование в Казахстане состоит из:
Однако теперь местным перевозчикам не стоит жаловаться на дорогой керосин. После завершения модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов стоимость горючего будет снижена. Более того, отечественные авиакомпании покупают топливо напрямую у трейдера. «Иностранцы» же вынуждены работать с аэропортами. Здесь и возникает посредническая сеть и наценки, пояснил Роман Скляр.
Стоит отметить, что в Казахстане пытаются обуздать «самолетные» цены уже не первый год. Борьба ведется с переменным успехом. Но, как правило, все «тонет» во взаимных упреках. Комитет гражданской авиации, воздушные гавани и авиакомпании не могут прийти к единому знаменателю.
К примеру, представители казахстанских аэропортов открыто обвиняют авиационные власти в ограничении конкуренции
Якобы государственные органы не соблюдают принцип «открытого неба». Запреты не ведут к увеличению пассажирооборота и снижению стоимости авиабилетов. Дело может дойти до того, что зарубежные компании просто уйдут в соседние аэропорты — Баку, Бишкек или Ташкент.
Местные же перевозчики ограничений не видят, как и желания международных компаний заходить в Казахстан. По мнению авиаторов, всему виной неумеренные аппетиты отечественных «стоянок». Последние требуют слишком большие деньги за свои услуги. Даже плата за авиакеросин превышает среднеевропейский ценник на 40%.
Почему иностранные авиакомпании не хотят летать в Казахстан?
Не спасает положение даже запуск отечественного лоукостера — FlyArystan. Хотя, по официальным данным, в этом году было продано почти 300 тысяч «бюджетных» билетов. Однако казахстанцы отмечают, что стоимость посадочного места иногда сопоставима с ценами «Эйр Астана».
Говорить о радикальном влиянии FlyArystan на авиарынок пока не приходится — флот компании состоит из двух самолетов
Только к концу 2020 года планируется увеличить «штат» до десяти воздушных единиц.
Некоторые специалисты полагают, что вопрос дорогих авиабилетов лежит не в экономической плоскости. Будет принято политическое решение, будет и результат.
В национальной компании «Эйр Астана» советуют пассажирам думать о дешевых билетах заранее. Также, по словам представителей флагмана, отечественные перевозчики очень сильно зависят от курса национальной валюты.
«Расходы на выполнение рейсов у всех авиакомпаний мира состоят в основном из стоимости авиационного керосина, инженерно-технического обслуживания, авиационной техники и запасных частей, аэропортового обслуживания, поддержание систем обучения и стандартов при выполнении полетов.
Авиакомпании Казахстана, эксплуатирующие западную технику, как и иностранные конкуренты, оплачивают значительную часть расходов в твердой валюте»,
— пояснили в «Эйр Астана».
А также напомнили, что с 2011 года рынок внутренних авиаперевозок полностью либерализован. Любой перевозчик может выполнять полеты по любому внутреннему рейсу без ограничений.
«В результате на самом востребованном маршруте между Алматы и Нур-Султаном регулярные рейсы выполняют 5 авиакомпаний.
Для сравнения, на таких загруженных маршрутах с намного большими размерами рынка, как Берлин – Франкфурт, регулярные рейсы выполняют только две авиакомпании — Lufthansa и EasyJet. Стамбул – Анкара: Turkish Airlines и Pegasus, Париж – Лион: Air France, Лондон – Абердин: Flybe и British Airways, Вашингтон – Нью Йорк: American, Delta, United.
При этом цены авиакомпаний мира при заблаговременной покупке являются минимальными
Они увеличиваются ближе к вылету по мере заполнения мест на каждом рейсе», — говорится в официальном ответе медиапорталу 365info.
В «Эйр Астана» назвали сразу несколько мер, которые смогут привести к удешевлению авиперевозок.
Авиаторы считают, что необходимо разработать программу по снижению тарифов казахстанских аэропортов. Новые правила должны касаться регулируемых и нерегулируемых услуг. Кроме того, нужна государственная поддержка региональных аэропортов с низкими объемами пассажиропотока.
Также в авиакомпании «желают» налоговых преференций для внутренних рейсов. В качестве примера приводится опыт Российской Федерации.
«Вести нулевую ставку НДС на внутренние перелеты, что снизит стоимость авиабилетов по Казахстану на 12%
Нулевой НДС для российских авиакомпаний стал стимулом для расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских маршрутов на всей территории РФ», — отмечают в «Эйр Астана».