18+
Нур-Султан
Сейчас
-1
Завтра
-5
USD
389.98
0.00
EUR
434.01
0.00
RUB
6.1
0.00

Алматинцы тратят больше жителей столицы

493

Казахстанцы предпочитают закупаться в мелких торговых точках и чаще тратят деньги на непродовольственные товары. Но в зависимости от региона картина меняется.

По данным Комитета по статистике, за 8 месяцев 2019 года объем розничной торговли в Казахстане превысил 7 трлн тенге. Это на 5,5% больше, чем за аналогичный период года. При этом рост торговли совпадает с уровнем инфляции. Так, за последние 12 месяцев цены на товары и услуги в республике выросли на те же 5,5%. Это может говорить о том, что увеличению объема продаж в большей степени способствует рост цен. Но не рост благосостояния населения страны.

Абсолютным лидером по объему розничной торговли остается Алматы

На  крупнейший город Казахстана приходится почти треть всех продаж по республике – более 2,2 трлн тенге. Нур-Султан далеко позади. Здесь объем розничной торговли по итогам 8 месяцев составил 965,3 млрд тенге. Наименьший объем в Туркестанской области – всего 104,9 млн тенге.

Тут же и самый низкий объем торговли в пересчете на одного жителя. Из данных официальной статистики выходит, что за 8 месяцев один житель региона купил товаров на 52,6 тыс. тенге – то есть потратил в среднем 6,6 тыс. тенге в месяц. А такой показатель, скорее всего, свидетельствует, что значительная часть сделок остается неучтенной.

На что уходят деньги?

Жители сразу 7 регионов Казахстана сократили траты на продовольственные товары. Объемы розничной торговли продовольствием сильнее всего упали в Карагандинской и Павлодарской областях: на 13,9% и 11,3% соответственно. Также по итогам 8 месяцев снизились показатели в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в Шымкенте.

Наибольший прирост отмечается в Алматы: тут совокупные траты на продукты питания выросли на 19%. В целом по Казахстану объем торговли продовольственными товарами увеличился на 4%.

Аналогичная картина и с непродовольственными товарами. Объем розничной торговли по итогам 8 месяцев увеличился на 6,3%. Но при этом рост по республике неравномерен. Так, карагандинцы и жители региона увеличили спрос на 18%, тогда как в Актюбинской области сделки упали на 17%. В целом за 8 месяцев в Казахстане продано непродовольственных товаров на 4 трлн 796,2 млрд тенге – это 68,1% от всей розничной торговли.

Единственным регионом республики, жители которого тратят на еду больше, чем на непродовольственные товары, является Актюбинская область. Из каждых 10 потраченных тенге почти 6 уходит на продукты. Доля почти вдвое выше среднего показателя по республике. В Шымкенте и Алматы структура иная. На каждый один тенге, выделенных на покупку продуктов, приходится 3 тенге, направленных на приобретение непродовольственных товаров.

Где закупаются казахстанцы?

В зависимости от региона меняются и предпочтения, где именно тратить деньги. В Восточно-Казахстанской области наибольшую роль играет малый бизнес. На него приходится почти 90% всей розничной торговли. При этом более 77% всего объема сделок осуществляют индивидуальные предприниматели (в том числе и торговцы на рынках). На крупный бизнес приходится всего 6,5% сделок.

В Алматинской области ситуация противоположная. Тут любовь к крупным торговым сетям: на них приходится более трети всех сделок. При этом доля малого бизнеса в регионе самая низкая по республике – всего 57,5%.