Люк Коффи, Директор Элиссоновского центра международной политики фонда Херитадж и постоянный автор на казахстанскую тематику настоятельно рекомендует Трампу осторожно подходить к реформам в Казахстане.
«…Нет оснований предполагать, что Президент Токаев изменит отношения с США, которые долгое время были сердечны и кооперативны. Поэтому, администрации Трампа надо тесно работать с ним, чтобы улучшать кооперацию между странами на взаимовыгодной основе. В конце концов, Стратегия национальной безопасности говорит, что США
«…будут ожидать государств Центральной Азии, которые устойчивы перед лицом доминирования конкурирующих держав, которые сопротивляются превращению себя в джихадистские пристанища и которые приоритетом ставят реформы…»
Это напрямую касается Казахстана.
По мере взаимодействия с Токаевым, США постараются выстроить двусторонние отношения, которые будут основываться на четырех опорах – безопасности, энергетике, экономике и управлении государством и обществом.
Сравнивая этот расклад со стулом, можно сказать, что если, какая-то одна из четырех ножек того стула будет длиннее других, стул зашатается. Таким же образом могут пошатнуться и отношения.
По сегодняшний день, отношения в сфере обеспечения безопасности были самыми сильными. Казахстан стал надежным партнером в Афганистане, инвестируя десятки миллионов долларов США в экономику и образовательный сектор страны. Но гораздо важнее этого является тот факт, что Казахстан стал неотъемлемой частью цепочки поставок для американских военных в Афганистане.
Хотя астанинский процесс выдал смешанные результаты и не привел к окончанию войны в Сирии, Казахстану нужно быть благодарными за дипломатическую инициативу — принять на своей территории стороны переговоров в попытке прекратить войну в Сирии.
Как светское государство с мусульманским большинством, Казахстан был активным партнером в деле борьбы с исламистским экстремизмом. Как страна с опытом, связанным с расположением на ее территории ядерного полигона, Казахстан имеет естественное намерение поддержать нераспространение и инициативы в области ядерного разоружения.
На энергетическом фронте, американские компании инвестировали в Казахстан в течение десятилетий
У Казахстана, помимо прочего, есть потенциал сыграть главную роль в деятельности Америки по оказанию помощи своим европейским союзникам в деле освобождения от зависимости от российских нефти и газа.
Прошлогоднее соглашение о юридическом статусе Каспия устранило главное препятствие к строительству Транс-Каспийского газопровода, который должен соединить западный и восточный берега Каспия. Казахстану следует работать теснее с Туркменистаном и Азербайджаном, чтобы воплотить этот проект.
Следует, также, помнить следующее: Месторождение Кашаган в этом году дало прирост добычи. Российский Каспийский трубопроводный консорциум, скорее всего, не сможет справиться с излишними объемами добываемой нефти.
Казахстан мог бы принять решение транспортировать излишки через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который имеет дополнительные мощности для приема и проложен в обход России. Это также поможет Европе сократить свою зависимость от России. И Штатам следовало бы воодушевлять Казахстан на принятие этого выбора.
С точки зрения экономического вовлечения, Штатам всегда следует искать способов более углубленного участия в экономических процессах в регионе.
Россия и Китай уже активно проникают в регион, и нет причин, по которым Вашингтон должен стоять в стороне от конкуренции
Инвестиционные возможности в энергетике Казахстана стоят десятки миллиардов долларов США и есть потенциал для большего объема инвестиций. Торговая деятельность США с Казахстаном в 2018 г. составила 2,2 миллиарда долларов США, в то время, как инвестиции превысили 5 миллиардов долларов США. По обеим категориям деятельности, еще есть много свободного пространства для взаимодействия.
И последнее – американским политикам надо осторожно подходить к вопросу реформирования систем управления государством и обществом в Казахстане. Для интересов США в Центральной Азии есть два важных фактора – стабильность системы правительства и улучшения системы правительства.
Штатам нужен стабильный и безопасный Казахстан, страна, которая может сбалансировано исполнять свою роль в регионе
Что касается управления, важно, чтобы Казахстан продолжал двигаться в правильном направлении, но таким темпом, каковой будет удобен большинству граждан страны.
Некоторые казахстанцы недовольны медленным темпом демократических реформ, но нам важно отметить, что в стране с 18-миллионным населением на самом пике протестных настроений, на протесты вышло всего несколько тысяч человек.
Политикам США следует избегать попадания в ловушку, которая поглотила многих в процессе Арабской весны, когда уличные протестующие массы были неправильно поняты и вызвали коренные перемены в жизни государства и общества, но в темпе, который был гораздо быстрее реалистичного и реализуемого.
Результатом стала волна нестабильности и конфликты во многих точках Северной Африки и Ближнего Востока. Штатам не нужны повторения такого сценария в Центральной Азии.
С момента обретения независимости в 1991 г., началось движение Казахстана в сторону демократии, временами не так быстро, как хотелось бы, но с течением времени, это движение обрело характер движения в правильном направлении
Рассматривая ситуацию с более высокой – геополитической перспективы, становится ясно, что
мирная передача власти от Н.А.Назарбаева К.К.Токаеву может послужить интересам США
Воодушевляя Казахстан на реформы, Штатам надо вести себя ответственно, разумно и реалистично. Заявленная Президентом Токаевым приверженность реформам и первые шаги, сделанные им в течение первых же недель пребывания на посту, широко открыли двери для такой кооперации между нашими странами.
Президенту Трампу следует запланировать визит в Казахстан. Наступило время показать, насколько Штаты серьезны в отношение этого региона…»