Продолжение исторических писем, найденных автором в частном архиве. На этот раз речь идет о печенегах.
Я уже писал тебе о кыпчаках, сын мой. Это они разгромили в свое время печенегов, заставив тем самым откочевать их на Запад. Кыпчаки, или как их называли русские, половцы — примерно с 900 года по самое начало нашествия татаро-монгол кочевали в районах Волги и Днепра, соседствуя с Южной Русью.
Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 1
В первый раз они столкнулись с войсками Сыпытая (в русской транскрипции — Субедея) и Джебе в 1222 году и были разбиты. Затем состоялась знаменитая битва на реке Калке в 1223 году. Тогда были повержены уже соединенные силы русских и половцев. После этого монголы отошли в степь. Но затем Батый, покорив восточную и южную часть России, снова напал на кыпчаков. И уже погнал их во все стороны.
Некоторые были убиты, некоторые проданы в рабство на Восток, в Египет и потом
составили там основную силу египетских мамелюков
Другие бежали в Венгрию. Египетские мамелюки со временем выдвинули из своей среды знаменитого султана Бейбарса. Он прославился тем, что ему удалось выстоять против «железных» туменов монгольского Хулагу-хана. А венгерские кыпчаки до сих пор живут на новой родине и, к удивлению, истории своей не забыли.
Такое характерное и образное название кыпчакам дали именно русские — «половцы». Вероятно, это объясняется тем, что многие из них были светловолосыми и даже, как говорят, голубоглазыми людьми. Такие и сегодня встречаются среди некоторой части кочевников. Отсюда и название — «полова», значит «светлый» как солома. Русские летописи сообщают о половцах, начиная еще с первого десятилетия 10 века. И в основном пишут об их агрессивных действиях:
«Створяся бося плач у земли нашей, и опустели города наши, и быхом бегающие перед врагом наши”
Пришедшие в эти места тюрки уже значительно сильнее выдыхающихся печенегов, сами боялись этих номадов. А затем, приглашенные для борьбы с печенегами византийским императором Алексеем Комниным половцы стали вести себя там не очень хорошо. Они грабили, насиловали, убивали.
От них даже пытались откупиться громадными суммами. И в тоже время они постепенно стали занимать место печенегов в междуусобной борьбе русских князей. По всей вероятности, в то время половцы еще не совсем определились со своим постоянным местообитанием.
А возможно, об их кочевьях ничего не известно, потому что
русским ни разу на протяжении всего 11 века не удавалось организовать серьезного похода вглубь Великой степи
И все же мы знаем, что половецкие зимовища уже тогда стали появляться на землях бассейна северного Донца. А если появляются зимовья, то это есть первый признак того, что эта земля принадлежит кочевникам. Ученые предполагают, что существует несколько стадий кочевого образа жизни.
Первая стадия — так называемый таборный образ. В этом случае степняки вынуждены кочевать круглый год. Соблюдая, конечно, кочевые маршруты. Вторая стадия начинается тогда, когда кочуют с весны до поздней осени, а на зиму возвращаются на так называемые зимовки. И третья форма, когда уже происходит расслоение общества, появляются бедняки – «жатаки», которые не имеют возможности кочевать.
Наверное, после этого кочевники уже становятся оседлыми. Хотя для настоящего джигита, сынок, когда нет возможности ускакать далеко-далеко в степь на своем скакуне, это и есть настоящая погибель.
А вот что получилось с половцами. Именно
на зимовки был направлен первый удар русских по номадам, считавшими себя неуязвимыми и непревзойденными воинами
В это время они как раз отдыхали после тяжелой зимы.
Удар был действительно страшным. Половцы, не ожидавшие такого коварства, не имели возможности для сопротивления. Ранняя весна — не лучшее время у номадов для войны. Они всегда ждут осени или зимы, когда их боевые кони, нагуляв жира, станут выносливыми и сильными.
Первым понял, что им не справиться с русскими, старый хан Урусоба, который на курултае предложил запросить мира у русичей:
«Просим мира у Руси яко крепко имуть битися с нами». Но молодежь не захотела слушать совета Урусобы. Молодость, как всегда спешит вначале сделать, а потом подумать. Первым погиб молодой и горячий хан Алтунопа (в нынешней транскрипции его имя может звучать как «Алтынбай» — «Золотой бай»), который возглавил сопротивление.
В том сражении кроме отчаянного бойца Алтынбая, по сообщению летописцев, погибло еще 20 ханов. Разгром был полным.
«Взяша бо тогда скоты и овце, и коне, и вельблуды, и вежи с добытком и чельдю».
Русские хорошо поживились, судя по этим описаниям. За этим поражением последовало еще несколько проигранных битв.
В рассказах о русских походах в Степь летописцы попутно упоминают о народах, обитавших там до половцев. Например, аланов и болгар, которые входили в состав Хазарского Каганата. Хотя, по свидетельству документальных записей, еще до половцев поселения болгар и аланов были разграблены и уничтожены печенегами.
Но именно вокруг этих когда-то процветавших поселков и городков, сосредотачивались зимовища половцев, куда и были направлены все удары антиполовецкой коалиции во главе с Владимиром Мономахом.
https://365info.kz/2019/07/kto-zhil-na-territorii-kazahstana-do-kazahov-chast-3
Как указывается в летописях, аланское население, еще сохранившееся в этих местах, с радостью встречало русских освободителей. А сын Владимира Ярополк вообще женился на дочери аланского князя. Таким образом, аланы пытались заручиться поддержкой русского оружия. По свидетельству все тех же летописей, девушка была неописуемой красоты:
«Приведе себе жену красну вельми яського князя дщерь”.
Разбитые наголову половцы спешно отступили за Волгу и даже за Урал, в свои старые кочевья. Один из могущественных половецких ханов по имени Отрок — сын знаменитого хана Шарукана во главе 40 тысячной орды ушел вообще на «Обезе», то есть на Кавказ, и поступил на службу к грузинскому хану Давиду-строителю.
Такой силы был тот поход русских в «степь половецкую». С тех пор Грузия смогла облегченно вздохнуть. Не каждый завоеватель мог побороться с закаленными в боях и испытанными в степных битвах половецкими воинами. Правда, сама орда не имела возможности кочевать в Грузии, в силу ее большой численности. Соответственно половцы кочевали в северокавказских степях, наводя ужас на соседние страны.
В этот момент на историческую арену выходят такие колоритные фигуры, как половецкие ханы Боняк и Тугоркан. Если ты читал русские сказки, сын мой, то наверняка знаешь, что они фигурируют там под именами Буняки Шолудивого и Тугарина Змеевича.
Интересно тебе также будет знать, сынок, что
знаменитый Кощей Бессмертный, олицетворяет вообще всех кочевников
Но это я отвлекся, чтобы ты задумался и поразмышлял на тему о влиянии истории на памятники народного творчества.
Именно ханы Боняк и Тугоркан были организаторами походов на Русь, Византию и другие «страны и языки». Впоследствии Тугоркан погиб в одном из военных походов, славная смерть на поле брани. А Боняк, пытавшийся заключить союз с Шураканом, после откочевки последнего, тоже ушел в степи. Тут и наступает новый период в жизни племен, которые были известны в русской истории под именем половцев.
И еще один момент, если допустить что имя Тугоркан должно звучать как «Темир хан», то есть «Железный хан”, то напрашиваются очень интересные аналогии с именем еще одного степного завоевателя — Чингисхана. Его имя на самом деле было Темуджин, а если быть точнее, то Темиршин, в переводе на русский язык «Железный волк». И как тут не вспомнить Тамерлана, Аскак Темира, Хромого Тимура – «Железного хромца».
Когда изучаешь историю по книгам и летописям, то ты имеешь возможность охватить сразу сотни, а иногда и тысячи ее веков, и понимаешь, насколько она причудлива.
Перед тобой словно проносятся хитросплетения событий, повороты той или иной человеческой судьбы, или целых народов и стран. Это очень удивительное и поучительное чтение. Ничего более интересного в своей жизни я еще не встречал. Но если оглянуться, то с грустью обнаруживаешь, что собственная жизнь, которая с каждой прошедшей секундой становится всего лишь историей, пусть не мирового масштаба, а твоего собственного, почему-то не вызывает у большинства особого интереса.
Но когда все маленькие истории маленьких «я» соединяются, то оказывается, что все это и есть история мирового масштаба. Может быть, именно это свойство времени делает нашу жизнь чрезвычайно любопытным явлением. И приходишь к таким выводам, что если победить время, сынок, то можно стать по-настоящему великим и единственным. Уникальным и неповторимым.
Ты же помнишь, как великий Чингисхан искал такую возможность, но ни один мудрец так и не смог дать рецептов победить Время. И до сих пор это никому не удалось. Наверное, никогда и не удастся. На это способен только Великий Аллах.
Но что-то я ушел от темы, впал в размышления. Просто прочитал недавно одну очень умную книгу греческого философа Сократа, вы его обязательно будете изучать, который представлял себя как просто «представление» о себе. И какое существует «представление» о нем у людей, такой он и есть на самом деле. А значит, по Сократу, история — это всего лишь представление о некоторых событиях.
В контексте маленькой личности маленького человека у истории, казалось бы, масштаб иной, и все равно это тоже определенный масштаб, который, если сложить с другими масштабами, как раз и дает целостную картину мироздания. Знай это, сын мой. Так и
история одного пусть небольшого племени дает более глубокое представление об истории более многочисленных этносов
А теперь вновь о половцах. Хотелось бы отметить у них интересную особенность — вера в своих звериных прародителей. Впрочем, подобное есть у многих народов. Ты, наверное, знаешь, что тюрки вообще считают волка, вернее, волчицу своей прародительницей. Тем более интересно, что у половцев прослеживается тот же самый культ волка. Например, известный половецкий род Бурчевичей можно назвать «волчьим родом» в прямом смысле. «Борч» или «берч» с тюркского на русский язык переводится как «волк». Араб Аль — Мансури вообще называет Бурчевией — «Бурджоглы «, что можно перевести как «сыновья волка» или » сыны волков», которые, кстати, кочевали в тех местах, где сегодня течет речка Волчья. Такое вот интересное совпадение.
Есть поучительный рассказ в русской летописи о хане Боняке. Он как раз является выходцем из рода Бурчевичей или Борджоглы. Там сказано о его высоком положении и говорится попутно, что он был «половецким волхвом». То есть колдуном, бахсы, шаманом, жрецом.
В летописи, в частности, рассказывается том, как этот колдун беседует со своим родичем — настоящим диким волком, который к тому же покровительствует Бурчевичам. Вот этот яркий литературный отрывок:
«Когда настала полночь, встал Боняк, отъехал от войска и начал выть по-волчьи. И волк откликнулся на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, вернувшись, поведал Давиду, что победа у нас будет над венграми завтра».
Это небольшое литературное описание несет много интересного. Сколько здесь деталей. И сколько драматизма.
Я уже писал тебе, что в то время некоторые русские были сами суть настоящие кочевники. Хотя и жили в городах и имели оседлое хозяйство, но часто мыслили категориями степняков. И поэтому никак не могли возвыситься над ними.
Ведь
для этого нужно было уже встать на другую ступень развития цивилизации
А во второй половине 12 века, когда разрозненные орды половцев стали вновь объединяться в большие и сильные союзы. Войска их воевали то на стороне одного русского князя, то на стороне другого.
По всей вероятности именно тогда появилось два больших половецких объединения, орды, союзы. Одни кочевали в Приднепровье, другие на Дону. Так же как раньше у печенегов, как пишут историки, было две «Кумании» — «белая» и «черная». У лукоморцев военоначальниками были хорошо известные ханы Тоглый, Изай, Осолук. И, наконец, известный по произведению «Слово о полку Игореве» хан Кобяк. Тот самый, что по сообщению того же «Слова», был пленен и позже казнен.
«У погана Кобяка из луку моря от железных великих полков половецких яко вихрь выторж: И падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли».
Во главе донских половцев стоял уже известный род Шуракана, там правил вначале хан Сыпчан, а потом вернувшийся с Кавказа хан Отрок с сыном Кончаком. Хан Кончак вообще прославился после вышеупомянутого «Слова». Именно на кочевище Кончака, вежи которого находились на речке Торе в среднем течении Донца, бежал плененный в битве князь Игорь. А потом князь Игорь просил половца Лавора переехать в ночь бегства с конями на Тору. Следует отметить, что этот поход Игоря свидетельствует о силе и хорошей организованности донских половцев.
Соответственно, после такого печального опыта русские особо не рвались на земли донецких половцев. В летописях говорится всего о двух походах в земли донских номадов. И оба они, возглавляемые Игорем Святославовичем, закончились плачевно. А поход в 1185 году стал полным разгромом русских дружин у речки Каялы. О маршруте князя Игоря уже написано достаточно.
По всей вероятности, Игорь вместе со своим войском попал в каменный мешок в районе болот. Был окружен с одной стороны самарскими половцами (были и такие), с другой — самим Кончаком и Гзаком. Возможно, в этом бою русские столкнулись с объединенными силами разных половцев. Приднепровских, донских, самарских и поморских.
Когда началось татаро-монгольское нашествие на Русь и Европу (об этом я уже писал выше — о двух битвах, в том числе и о знаменитой на реке Калке), то, прежде всего, монголы стали преследовать половцев. Их они хорошо знали как кыпчаков. На подобную ненависть к своим родственникам у монголов были разные причины.
Половцы были не слабее монголо-татар. А совместно с русскими дружинами они бы их одолели. Если бы не раздоры, которые подогревались коварным врагом. Вначале, по свидетельству известного арабского историка Рукнаддина, именно распри между двумя группами или родами кыпчаков-половцев помогли рассеять монголам половецких воинов.
В связи с этим известный тебе, сынок, Шакарим Кудайберды-улы пишет о том, что к тому времени арабские летописцы Амир-aт-Дин и Ибн Хулдун различали некоторые половецко-кыпчакские роды — токсаба, торткара, барулы, жузнен, караберикты, котан, берли и др.
Далее Шакарим сообщает о том, что сегодня кыпчаки уже малочисленны. Потому что смешались с другими племенами. Что же касается тех времен, когда в степи появились монголы, то они взяли хитростью и коварством. То есть разделили и обманули соединенные части половецких воинов и русских дружин.
Что стало с Русью, тебе известно, не об этом наш рассказ. Итак, одна часть половцев бежала в Венгрию. Другая отправилась в Волжскую Болгарию и продолжила сопротивление. Руководили ими болгарские предводители Боян и Джику. Со стороны половцев предводителем был хан Бачман. Но по сообщению летописей, Бачмана и его половецких воинов ждала страшная участь. В 1236 году монгольские войска переправились через Волгу и взяли город Великий Булгар. Затем хан Мункэ внезапным маневром отрезал половцев от союзников. Их загнали на безлюдный волжский остров и вырезали всех до одного.
Как в свое время половцы вырезали печенегов, так же и они в свою очередь были уничтожены татаро-монголами. Дальше история развивалась очень стремительно. Хан Мункэ победил аланов на Кубани, вышел на Дон, гоня перед собой половцев. Одновременно Бату-хан, известный больше на Руси как Батый, со своими главными силами вторгся в рязанское княжество и взял Рязань. Затем монголы напали на Владимирское княжество и сожгли Суздаль. Русский князь Юрий Второй, как известно, приказал воеводам оборонять город, а сам ушел на север.
https://365info.kz/2019/08/kto-zhil-na-territorii-kazahstana-do-kazahov-chast-5
Но монголы взяли Владимир, завоевали Торжок и двинулись на Новгород. Потом были взяты Чернигов и Киев. Тем временем, горя справедливым чувством мести, другая часть монгольской армии неустанно преследовала половцев. Возможно, если бы половцы и монголы сумели как-то договориться, то монгольские кони никогда бы не зашли так далеко. Они даже взяли венгерский Пешт на Дунае, разгромив армию венгров, и дошли до Адриатического моря. Но это другая история, не менее драматичная.
Как известно, сын мой, оставшиеся половцы-кыпчаки вошли в состав Золотой Орды. И они не пропали там, а сделались наиболее боеспособной частью ее войска. Интересно описывает это свойство степняков араб Аль-Омари. То есть умение быть настолько гибкими, что даже по уничтожению своего государства продолжать существовать в своих кровных врагах:
«В древности это государство было страной кыпчаков. Но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кыпчаками). И земля одержала верх над природными и расовыми качествами (татар). И все они стали точно кыпчаки. Как будто они одного с ними рода. Оттого, что монголы (и татары) поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кыпчаков)».
Интересно подмечено: с каким народом будешь жить, таким и сам станешь. Хотя особенная приспособляемость к конкретным обстоятельствам вообще характерна для кочевников.
Я рассказывал тебе, сынок, что ходил недавно в один русский музей и видел там разные интересные вещи. И не только оружие кочевников Степи. Еще видел удивительные статуи, которые, как гласила там табличка, принадлежали искусству половцев. Это те самые бал-балы, которые ты находишь еще в наших краях. В связи с этим хотелось бы отметить, что степь в свое время была покрыта так называемыми «каменными бабами”. То есть, половецкими статуями, которые были особенно хороши.
По рассказам, мастера этих скульптур придавали им удивительное сходство с хозяевами. Эти фигуры ставились, либо их сажали по строго определенному правилу, канону. Половцы верили в загробную жизнь, соответственно, это и было выражением их неких религиозных воззрений.
Известный монах-путешественник 12 века, который направлялся в ставку к монгольским ханам через бывшие территории половцев, так описывает эти бал-балы:
«Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руках перед пупком чашу».
Десятки, а может, сотни и тысяч таких статуй стояли на курганах, майданах, степных дорогах. С тех пор большинство сгинуло во времени. Только малая часть осталась в музеях.
О других кочевниках мой рассказ в следующих письмах.
Продолжение следует…