Крым сегодня радует стабильностью. Он стабильно дорогой, там стабильно плохие дороги, и из Казахстана туда попасть стабильно непросто.
Всю мою сознательную жизнь, а это лет 30 с небольшим, я регулярно посещаю Крым. Не то чтобы я была большой поклонницей полуострова, но с родственниками, живущими там, необходимо видеться. Ну и пляжный отдых, куда без него.
При СССР из Алма-Аты в Симферополь проще всего было добраться самолетом, который, подобно большой воздушной маршрутке, собирал желающих еще в двух городах. Перелет Алма-Ата-Кустанай-Краснодар-Симферополь всегда был отдельным маленьким приключением. При Украине периодами появлялся и исчезал прямой рейс Алматы-Симферополь, но чаще всего приходилось добираться с пересадками — как правило, со стыковкой в Киеве.
После событий 2014 года попасть в Крым без последствий со стороны Украины можно только при соблюдении ряда условий
и прохода затейливого бюрократического квеста. Кроме всего прочего, для этого нужно несколько дней подождать на Украине, а это съедает такое ценное время отпуска. Проще, но нелегально с точки зрения Украины, можно проникнуть на полуостров через Россию. Долетаете, к примеру, до Москвы, проходите паспортный контроль, а дальше летите в Крым. Перелет на полуостров считается внутренним, и никакие печати в паспорт о его посещении вам не ставят. Не то чтобы СБУ пристально отслеживает соцсети, но если вы спалитесь, а потом поедете на Украину, вас не пустят в страну и на три года запретят въезд. Поэтому
если планируете посетить Киев, все крымские фоточки стоит оставить исключительно для семейного альбома
Украинская сторона подобный отдых на спорных территориях не приветствует. Самолеты до Симферополя летают из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и еще нескольких крупных городов.
Но прежде чем лететь, не забудьте взять с собой все деньги, что планируете потратить, наличными. Дело в том, что
в Крыму функционируют только карты, выданные российскими банками
И лучше берите рубли. Обменников как таковых на полуострове нет. Деньги можно поменять только в банках, а они не работают по воскресеньям.
Сколько себя помню, аэропорт Симферополя был эдакой захудалой сарайкой, до которой с трапа самолета нужно было идти пешком. В этом году меня приятно удивило новое здание: красивое, просторное, светлое, построенное явно с прицелом на будущее. Но пока переходы в зону международных вылетов заботливо прикрыты картонками. Народу в аэропорту много, работают кафе и рестораны, сервис тоже максимально приближен к мировому.
Если кто-то не знал, Симферополь — это столица Крыма и по совместительству перевалочная база. Как правило, приезжающие/прилетающие едут сразу на южный берег, в степной Крым — короче говоря, к морю. Я решила для себя, что
этот город дан мне для того, чтобы понять, что в Алматы не так уж и плохо
Город строится, появляются новые жилые комплексы, развязки… Но местами он продолжает напоминать жертву бомбежки: некоторые дороги и большинство тротуаров не ремонтировали очень много лет, обветшалые фасады старых зданий также не добавляют красоты.
Симферополь более всего напоминает захолустный советский городок, мирно спящий под южным солнцем.
Старые дома начала прошлого века соседствуют с типовыми многоэтажками, разноцветная аляпистость многочисленных витрин не складывается в какой-то единый ансамбль. Картину дополняют тетушки, тут и там продающие на улице квас и лимонад. Кстати, напитки эти сумели сохранить в себе тот самый вкус детства и до сих пор радуют.
На симферопольском ж/д вокзале всегда кипела жизнь, особенно летом. После того, как Украина прервала ж/д сообщение, здесь можно снимать фильмы про постапокалипсис. Нет, он не разрушен, его ремонтируют, появились надземные переходы над путями, и даже с эскалатором. Но
вокзал пуст, ходят только редкие электрички. Говорят, жизнь вернется туда в декабре, когда по Керченскому мосту пустят первые поезда
Но при этом именно с вокзала проще всего уехать в другие города — например, в Ялту… на троллейбусе. Для чего в троллейбусной кассе необходимо купить билет. Давно забытое ощущение необходимости идти в кассу, а не платить сразу водителю. Да и самый длинный в мире троллейбусный маршрут продолжительностью почти три часа сам по себе является местной достопримечательностью. Троллейбусы, кстати, заменили на более современные, поставили мягкие кресла, часть даже оборудованы кондиционерами, так что поездка получается вполне комфортной.
В Крыму есть на что посмотреть. Но сделать это не так-то просто.
Желающих осмотреть достопримечательности настолько много, что нужно постоять в очереди
Мы, например, простояли почти два часа на подъемник, который возит туристов на гору Ай-Петри. При том, что сам подъем занял не более 20 минут. Обратно спускались уже на местной маршрутке, испугавшись еще более длинной очереди наверху. Надо сказать, что водитель наш был так лих и так ехал по извилистой горной дороге, что впечатления оказались куда сильнее, чем от вожделенного фуникулера.
А вообще, развлечения здесь есть на любой вкус: старинные дворцы, военные памятники, красивейшие творения природы.
Черноморскую прибрежную часть Крыма (а именно она интересует туристов более всего, ибо жарких степей хватает и в других местах) принято делить на несколько частей. Главный центр тусовки и средоточие интересных мест – Южный берег Крыма.
Собственно весь Южный берег состоит из знакомых с детства названий – Алупка, Массандра, Алушта, Форос, Гурзуф, Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец, Юсуповский дворец, Ай-Петри. Удовольствие омрачают только довольно большие расстояния, которые приходится преодолевать по дорогам не самой большой ширины. Сейчас в Крыму много где идет ремонт дорог, но до идеала далеко.
Одно ДТП может парализовать половину местного транспорта так, что вы никуда не попадете
Еще одна большая часть Черноморского побережья, не столь живописная, как ЮБК, известна под названием «степной Крым». Самым крупным курортом здесь является городок Евпатория, все остальные места отдыха представляют из себя небольшие поселки. Здесь и цены пониже, и достопримечательностей не так много. Но для казахстанцев не так интересно, ибо ландшафт очень напоминает родные степные просторы.
Это звучит несколько непривычно, но Севастополь — город боевой славы русских моряков – принято отделять от всего остального Крыма. Это город федерального значения, который не подчиняется крымским законам и живет самостоятельно.
Даже на баннерах пишут «Дорогие крымчане и севастопольцы»
Нетрудно догадаться, как к этому относятся жители остального Крыма. Но Севастополь действительно сильно отличается от всего остального, что вы увидите на полуострове. Это большой строгий город, красивый и невозможно чистый. Здесь чувствуется военное управление, четкость во всем и соблюдение порядка.
Сегодня Крым живет не лучше, но и не хуже, чем раньше. Очень много туристов, строятся дома, ремонтируются дороги, поддерживается в порядке инфраструктура. При России для многих жителей ипотека стала доступней, поэтому цены на недвижимость очень заметно выросли и не сильно уступают алматинским.
На севере полуострова дома и квартиры дешевле, но там серьезные проблемы с водоснабжением. В регион вкладываются деньги, и это заметно. Хотя, по рассказам местных, с материка уже доносится «зачем кормить этот Крым».
Перейдем к самой меркантильной части рассказа. Перелет Алматы — Москва (Жуковский) — Симферополь — Москва (Жуковский) — Алматы обошелся в 170 тысяч тенге на человека. Есть варианты подешевле — 150 тысяч, но без багажа. На двоих за 12 дней потрачено 250 тысяч тенге. Сюда не входит проживание, никаких такси и ресторанов, только общественный транспорт, кафешки и проживание у родственников.
Вывод очевиден: чтобы ехать в Крым, его надо очень любить или очень хотеть увидеть. За те же деньги, а то и дешевле, можно отдохнуть и в других не менее интересных местах.