И на части этих фронтов активные военные действия уже идут.
Будущее Сирии мрачно и незавидно. Самый вероятный сценарий — распад на несколько частей. Но не исключено, что перед этим будет лет тридцать войны «всех против всех».
И в рамках Сирии конфликт не останется. Неспокойным будет весь Ближний Восток
Об этом пишет эксперт Мурат Лаумулин в работе «Геополитические, военно-стратегические и международные параметры сирийского конфликта». Материал опубликован на официальном сайте международного научного центра «Астана».
Окончание. Читайте также первую и вторую части.
Эксперт напомнил, что сирийский конфликт — один из самых затяжных в современной истории Ближнего Востока.
— Семилетняя война с участием многочисленных внешних и внутренних сил сказалась как на ситуации в отдельных государствах, так и на их отношении к сирийским событиям, — пишет он.
Обстановка в Центральной Азии осложняется
Война привела к гуманитарному кризису, автор назвал его самым масштабным уже во всеобщей современной истории.
Сирия, в отличие от того же Афганистана, страна не маленьких общин, а больших городов, древнейшей городской цивилизации. Сами сирийцы тоже живут интересами большого мира, ориентируясь на европейскую модель общества. И отношение к войне соответствующее — как к катастрофе.
— Не случайно ИГИЛ в Сирии состоит в основном (в значительно большей степени, чем в Ираке) из пришлых людей. В стране есть порядка 40 бедуинских кланов, но они не имеют того влияния, которым пользуются племена в Афганистане, — считает автор.
По мнению большей части экспертов, на которых ссылается и автор,
политическому урегулированию должно предшествовать военное подавление и вытеснение ИГИЛ
Иначе, например, невозможно провести адекватные выборы. Даже если это удастся сделать, их результаты не признает не только оппозиция, но и Запад. В первую очередь потому что охватить всю территорию страны не получится.
https://365info.kz/2018/06/chto-tolkaet-kazahstantsev-k-dzhihadu-eksperty
Есть и другая точка зрения. Ее адепты считают, что
ключевое звено в международных антитеррористических усилиях – именно Сирия
То есть сначала нужен реальный политический процесс (при международном содействии), а уже потом станут возможны военные успехи.
— Поэтому речь должна идти о выработке – пусть и параллельно с боевыми действиями – приемлемой для всех модели будущего государственного устройства, — процитировал Лаумулин сторонников этой точки зрения.
Ряд американских аналитиков считает, что сирийский конфликт затянется на долгие годы. Причина тому слишком большое число групп с разными интересами.
Самыми сильными автор назвал «остатки баасистского режима Асада». Кроме того, различные суннитские группировки, джихадисты и их союзники. Далее, сирийские курды, которые
смогли сформировать хрупкое квазигосударство, будущее которого в лучшем случае неопределенно
Эти эксперты предрекают в негативном сценарии еще лет тридцать войны.
Джихад у ворот: грозит ли нам участь Афганистана? — исследование
Она будет идти, а в некоторых случаях уже идет как минимум на пяти фронтах.
— Это самый высокий уровень, которого в конечном итоге достигают все конфликты на Ближнем Востоке.
Более двух столетий страны Ближнего Востока были пешками на шахматной доске великих держав
Перечень внешних сил, которые открыто принимают участие в военных действиях в Сирии и Ираке, поражает: США, Россия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Голландия и Великобритания, — пишет исследователь.
Что касается США, автор считает, что они продолжат поддерживать своих союзников на Ближнем Востоке. Это нужно для решения двух задач:
Во-первых, образование суннитского государства на месте Сирии
прерывает «шиитский пояс», связывающий Иран с Ливаном
Причем неважно, будет ли это государство светским или нет.
Второй задаче должна поспособствовать салафитская пропаганда, которая активизируется в случае окончательного поражения нынешнего режима. Она станет прямой угрозой для нацбезопасности как России на ее южных границах, так и Китая, особенно в СУАР.
Казахская диаспора в Китае — горячий вопрос — эксперты
Кроме того, здесь столкнулись интересы Саудовской Аравии и Ирана.
— Абсолютно ясная позиция обеих стран наглядно представила миру существующие внутри исламского мира глубинные противоречия, — утверждает исследователь.
Самым вероятным он назвал разделение Сирии на три основные части
Одна останется под контролем Асада. В том числе крупные города и прибрежные районы, где сконцентрированы алавиты. Другая отойдет сирийским курдам. Третий район автор назвал «территорией хаоса», но господствовать там будут арабы-сунниты.
При этом вполне возможно, что уже в ближайшее время ИГИЛ и «Аль-Каида» утратят контроль над своими территориями. Но борьбу на этом нельзя будет считать законченной.
ИГИЛ возрождается и может грозить Центральной Азии — эксперт
— Проблема заключается в том, что эти группировки восстановятся и вновь захватят утраченные ими территории, если только они не будут заняты иностранными войсками, — пишет Лаумулин.
Сирия уже стала точкой преткновения для разных сил. Хотя это и не всегда перерастает в военные действия. Например, уже возникли противоречия между США и Турцией, хотя страны вот уже много лет вроде как союзники.
— Но по мере укрепления и развития Турции у нее возникает все больше разногласий с Вашингтоном по ключевым вопросам национальных интересов.
Турция еще недостаточно сильна, чтобы бросать США вызов по этим вопросам. Но это время наступит
И когда это произойдет, США захотят быть уверенными, что Турция не сможет беспрепятственно доминировать на Ближнем Востоке, — считает Лаумулин.
Ислам и исламизм: бывают ли радикалы «умеренными»?
По мнению западных экспертов, ближайшее будущее Сирии представляется достаточно мрачным. Война и выступления исламистов будут продолжаться многие годы. ИГИЛ и «Аль-Каида» будут терпеть поражения, но победить их так и не удастся. Турция будет становиться все сильнее и сильнее, Саудовская Аравия слабеть, Иран — строить свои стратегические планы. А курды продолжат борьбу за государственность.
— Но при таком состоянии хаоса ни США, ни России так и не удастся «умыть руки» и дистанцироваться от ситуации в регионе, — констатировал автор.