Жители Западного Казахстана чужаков не любят. Но это не значит, что страна должна отказаться от иностранных специалистов.
Трудовой конфликт в Атырауской области, в котором пострадали свыше 30 иностранных рабочих, уже имеет последствия. Власти Иордании и Ливана заявили о вывозе своих граждан из Казахстана. Для нефтедобывающих регионов республики инциденты между казахстанцами и иностранцами — явление не новое. Реальной их причиной является разница в доходах и условиях труда обеих категорий. Как разрядить обстановку с минимальными потерями для авторитета страны, рассказал историк и политолог Данияр Ашимбаев.
— Случившееся на Тенгизе — ситуация не новая для нашей страны. Такого рода конфликты между казахстанскими и иностранными рабочими на западно-казахстанских месторождениях, особенно в Атырауской области, происходят регулярно. И это, думаю, далеко не последний конфликт, — говорит эксперт. — Налицо конкуренция и за рабочие места, и за доходы.
В условиях скученной работы международных коллективов постоянно возникают вопросы взаимной притирки, которые часто выливаются в конфликты
Причем если в прессу попадает информация о конфликтах между казахстанскими и иностранными рабочими, почти не освещается еще одна проблема — нелюбовь местных рабочих даже к соотечественникам из других регионов Казахстана. Такие конфликты были. После них рабочих аккуратно, без шума и пыли, вывозили домой.
— Мы как-то с вами уже обсуждали неприязнь западноказахстанцев к чужакам. У них особый менталитет, вы сказали.
— В каждом регионе есть своя специфика. Но для запада, где люди поколениями работали в нефтянке, наличие чужаков является своего рода вызовом. И порой достаточно малейшего повода, чтобы вспыхнул конфликт. Появление какой-то фотографии или видео вряд ли можно расценивать как причину. Это формальный повод. На самом деле причина в разнице всего — питания, доходов, подходах к управлению.
Достаточно вспомнить, как коллектив «Актобемунайгаза» негативно воспринял приход китайских инвесторов. Притирка шла очень долго
Есть еще один парадокс. Приведу конкретный пример. Несколько лет назад мы проводили конференцию в Мангистауской области. Возник спор между заместителем акима области и замакима города. Первый ставил вопрос о том, что для завершения крупного инвестиционного проекта ему нужно завезти несколько десятков или сотен (уже не помню точно) иностранных рабочих. Замакима города ему возразил: у него несколько тысяч молодых безработных, которых можно обучить и трудоустроить. Первый сказал, что у него нет времени, ведь на подготовку уйдет несколько лет. Из-за чего между ними развернулась перепалка.
— Позиции обеих сторон были очевидными. По каким-то вопросам нам действительно нужны квалифицированные специалисты. С другой стороны, есть проблема безработицы. Делать из безработных специалистов долго. Но и завоз иностранной рабочей силы у нас в стране не всегда обоснованный. Все помнят историю строительства «Мегацентра» в столице, когда компания получила право завезти иностранную рабочую силу.
— Причем под это дело было принято целое постановление правительства.
— Как правило, ввоз иностранной рабочей силы и регулируется постановлением правительства, выдается квота. Но если бы речь шла о строительстве какого-то узкоспециализированного объекта, иностранцы на нем может быть нужны и были. Но строился же торговый центр, а по этой части в Казахстане опыт уже наработан.
Если ввоз происходит без изучения казахстанского рынка труда на наличие таких специалистов внутри страны, то конечно, это не может не вызывать вопросы
При этом, если численность легально завозимых иностранных рабочих в Казахстан более-менее известна, то количество нелегалов оценить сложно. Несколько лет назад их число оценивалось в полмиллиона. Я не исключаю, что какая-то часть из них была ценными специалистами. Не будем скрывать, что иностранцы и даже наши соседи по региону какие-то виды работ делают быстрее, дешевле и немного качественнее нас. С другой стороны, существует столько ограничений, что сама по себе эта сфера провоцирует криминал и коррупцию.
Также определенной логики зачастую нет и при ввозе иностранцев на крупные объекты по квотам. И это касается не только рабочих, мастеров и инженеров.
В Казахстане неплохая инженерная база в нефтегазовой промышленности. Потому что после развала Союза ее постигла не деградация, а рост
Тем не менее некоторые наши крупные руководители, в том числе и в квазигоссекторе, очень любят завозить иностранцев не на самые топовые должности. И в большинстве случаев о квалификации этих «ценных» сотрудников информации нигде нет.
— Но не до кровопролития ведь доходить, правда?
— Конечно, такие конфликты недопустимы. Хотя бы потому что они подпадают под уголовный кодекс. С другой стороны, если люди постоянно видят, как завозится не всегда нужная иностранная рабочая сила в ущерб отечественному рынку труда, любое ущемление его интересов воспринимается крайне болезненно. И это политически опасно.
— Не всегда нашим местным рабочим можно объяснить, что ввоз иностранцев необходим, если он действительно необходим.
— Некоторое время назад на одно из предприятий после перепрофилирования деятельности завезли новое импортное оборудование. Для обучения персонала были приглашены специалисты из Украины. На время обучения предприятие приостановило деятельность, людям по социальным причинам выплачивалась минимальная зарплата. Возник конфликт по поводу доходов. Местные рабочие поставили вопрос о депортации всех мастеров-иностранцев, потому что они учат, а им это не нравилось. И такая позиция трудового коллектива была, мягко говоря, необоснованной.
Но не нужно забывать, что в Казахстане находится достаточно иностранных инвесторов. А они заинтересованы в ввозе и своей рабочей силы
Так что нужны определенные компромиссы с тем, чтобы такого рода конфликты не возникали в будущем.
Нужно учитывать фактор этической совместимости. Хотя много говорится о братских отношениях казахов и турков, тем не менее видно, что на нефтянке конфликты между ними имели место.
— Как на международном авторитете Казахстана отразятся события на Тенгизе? В конце концов, скоро иностранные рабочие оттуда уедут.
— Все страны обязаны защищать интересы своих граждан. Понятно, что привлечение наших специалистов за рубеж и иностранных к нам это имиджевые шаги. В этих условиях казахстанские власти могут гарантировать безопасность дальнейшей работы иностранных рабочих до окончания их контрактов. Последний конфликт, судя по кадрам, был очень ожесточенным. Для психологического решения ситуации иностранцев действительно лучше вывезти. До необходимого минимума.
Конечно, пострадают при этом дипломатические и экономические отношения стран, но тогда вернемся к первопричинам. Либо такие коллективы нужно сразу максимально изолировать друг от друга, что сложно сделать, либо необходимо находить те формы, при которых взаимодействие будет минимальным и под надзором специальных структур.
В условиях мирового экономического кризиса проявление экономического национализма — явление повсеместное
Такие конфликты возникают во всех странах.
— То есть мы не самые злые?
— Это было, есть и будет. Но нам теперь нужно разработать механизм, при котором подобные проблемы не будут возникать в будущем. Надо психологически готовить коллективы к тому, что иностранцы при необходимости будут приезжать. Как бы они ни пытались этому противостоять. Этот почти то же самое, как казахстанцы недовольны, когда к ним на юг перебрасывают акима с севера.
— Как это объяснить людям?
— Раньше этнопсихология была очень популярной наукой. Она детально изучает, кто с кем может уживаться и в каких пропорциях. Даже в рамках бывшего Союза есть нации, которые не могут спокойно уживаться между собой. Но раньше этнопсихологией занимались, а сейчас нет. Есть резон начать снова. Потому что предприятий со смешанным коллективом у нас много.
Нужно политическое решение, чтобы люди не раздражали друг друга, если необходимость их совместной работы очевидна
Тем более на западе страны эта тема повторяется много раз. Пора уже создать научно обоснованный и политически выдержанный механизм разрешения такого рода конфликтов.