Молодой казахстанский певец Азимбек Байлин отличился тем, что выпустил противоречивую песню с названием «Қатыным». Произведение вызвало бурю негодования со стороны представительниц слабого пола.
В интервью порталу Qamshy.kz Азимбек Байлин рассказал, почему выбрал именно такую тему и стоит ли публике ждать композиции о баях и токал.
«Цель песни — раскрыть смысл слова «қатын» («женушка» в негативном смысле), вышедшего из народного употребления. Я сам родился на Севере, мы слышали его, когда злословили о ком-то или хотели оскорбить», — рассказал он и поделился, что пополнил свой лексикон этим словом только по приезду в южную столицу.
«Я живу в Алматы уже более 10 лет и замечаю, что в Шымкенте и в целом в южных регионах часто употребляют слово «қатын». Сначала резало слух, но постепенно привык».
Певец рассказывает, что перед тем как выпустить песню, долго изучал историю происхождения слова.
Слово «қатын» предложили «реабилитировать»
«Я досконально изучил происхождение слова «қатын» в казахских традициях и шариате. Возможно, сейчас оно звучит грубо, но раньше имело более широкое значение и авторитет. В 60-70 годах роль женщин и мужчин в быту и социальной жизни стала выравниваться, а казахские и шариатские законы отошли на второй план.
С тех пор слово «қатын» начали воспринимать как унижение, недооценивание труда, неприятие гендерного равенства, отставание
До государственной общественной застройки была царская эпоха. Тогда жены ханов и султанов назывались патшайым, ханши. А до этого у нас была каганская эпоха — в то время жен каганов именовали «қатын». Так своих жен называли и казахи. Девушка, выходя замуж, сразу получала титул «қатын». К сожалению, сейчас все по-другому», — пояснил певец.
«Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию: мужья ласково называют своих жен «душа моя, любимая, солнышко», что очень поощряет женщин. А вот
обращение «эй, қатын» резко приводит их в «чувство»,
— считает певец.
По его мнению, семейный быт не обходится без ссор. А слово «қатын» обладает могуществом, которое дает мужчине чувство настоящего хозяина семьи.
«Многие мужья не могут сказать так своим женам — те сразу обижаются.
Cейчас в нашем обществе «қатын» воспринимается почти как матерное»,
— негодует певец.
«Я сам до выхода песни называл свою жену «қатыным». Даже в телефоне она у меня так записана. В начале возникала, потом привыкла. Сейчас даже не воспринимает слово «жаным», — смеясь, поделился Азимбек.
У Азимбека Байлина на очереди песни «Моя токал», «Первая жена все же лучше», «Мой бай», «Лучше жены никого нет». Еще одну хайповую вещь он намерен выпустить уже осенью. Потому как считает, что иначе привлечь слушателей очень сложно.
«У группы «Алашулы» более 30-ти песен. Все очень хорошие, но народ воспринимает только малую их часть. Думаю, что создавая такие легкие, но со смыслом композиции, нужно возрождать любовь к казахским песням», — объяснил он.
На вопрос, на чем будет основываться песня «Моя токал», певец ответил, что это тема затрагивается во многих семьях. Даже в его семье она всплывает как минимум один раз в неделю.
https://365info.kz/2019/05/islamist-razyasnil-v-kakih-sluchayah-razresheno-mnogozhenstvo
«Сам Пророк по шариату разрешил иметь четырех жен. Я тоже не против. Потому как сейчас много женщин с трудной судьбой, овдовевшие, которые не знают, чем кормить детей. У одной нет дома, у другой нет еды. Почему бы им не помочь?
Моя жена сказала, что разрешит иметь токал, если у меня будут благие намерения
К тому же, чтобы взять токал, нужен хороший достаток. У многих мужчин с хорошим материальным достатком уже есть токал», — рассказал певец.