Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
493
+0.08
EUR
530
+0.53
RUB
5.03
+0.02

Долговая амнистия: поделят ли банки и коллекторы проблемные долги?

6647

В начале июля председатель Нацбанка в кулуарах мажилиса заявил, что долговая амнистия коснется около 5 млн заемщиков. До конца июля банки спишут им штрафы и пени. Но должники, чьи кредиты ушли в работу коллекторам, будут не числе этих счастливчиков.

— Те, что проданы, уже все. С остальными, которые еще остались на балансе банка, будут работать, — пояснил Ерболат Досаев.

Туда-сюда-обратно

Уже появились недовольные. И их логику понять можно. Как и предположение о том, что в связи с раздачей бюджетных денег у банков с коллекторами начнется повышенная активность.

Управляющий партнер Antidolg.kz Ботагоз Жуманова считает несправедливым деление должников по принципу присутствия или отсутствия в их жизни коллекторов.

Ботагоз Жуманова

— Я думаю, что через несколько месяцев у населения возникнет очень много вопросов в отношении своих «списанных» долгов по нескольким причинам, — говорит эксперт. — Во-первых, существует целый список условий и ограничений, который сложно понять обычным людям, они услышали только то, что хотели услышать. А именно: будут списаны долги тем, у кого кредиты до 3 млн тенге. Во-вторых, сам механизм достаточно сложный: кто будет списывать, за чей счет, каким образом будут списывать, в какой период, по каким расчетам и прочее.

— Есть ли вероятность, что банки за короткий срок постараются спихнуть коллекторам побольше кредитов, чтобы снизить нагрузку на бюджет?

— Вообще непонятно, в течение какого периода идет фиксация «переданы — не переданы».

Возможно, пока списание не началось, банки начнут либо массово передавать такие проблемные кредиты коллекторам, либо наоборот — «вытаскивать» их обратно

По сути, конечно, такие телодвижения со стороны банков должен будет контролировать Национальный банк. Но насколько эффективно это будет сделано, большой вопрос.

Социальная несправедливость

— Мы уже как-то беседовали об онлайн заемщиках и принципах работы коллекторов. Получается, что долговая амнистия не коснется тех, кто больше всего нуждается в помощи?

— Этот вопрос вызывает оправданное недовольство. Принцип списания несправедлив. Ведь что делать тем, чей долг передали за 2-3 дня или за месяц до «токаевской долговой амнистии»?

Фактически тяжелое положение таких казахстанцев тоже признается, но «амнистия» пройдет мимо них. Потому что их долги уже переданы коллекторам, и они находятся на растерзании своих кредиторов. Бизнес коллекторов – выбить максимальную сумму с должника, поскольку в этом возврате уже сидит их доля, их денежный интерес.

Я уже не говорю о должниках онлайн-займов, которые вообще остались выброшенными на съедение loan sharks (кредитные акулы). Потому что их долги никто не прощает — это во-первых

А, во-вторых, многие из них даже не могут рассчитывать на юридическую помощь со стороны государства, поскольку многие такие компании в своих договорах прописывают не гражданские суды, а частные арбитражи. Многие из них напоминают юридический фастфуд и правят правосудие, которое расходится со всей судебной практикой Казахстана. А это, на минутку, проблема примерно 500 тысяч человек, которые взяли деньги у различных ТОО, предлагающих быстрые кредиты до зарплаты под бешеные процентные ставки.

Возможны переговоры

Экономист Айдархан Кусаинов предполагает, что между банками и коллекторами может начаться переговорный процесс.

Айдархан Кусаинов

Айдархан Кусаинов

— Не банки будут пытаться продать коллекторам проблемные кредиты. Скорее, наоборот — банки попытаются вернуть то, что продали ранее. Потому что в данном случае государство предлагает живые деньги.

Зачем банкам теперь отдавать долги коллекторам, которые никогда не берут по номиналу?

Ведь принцип коллекторской деятельности в том, чтобы охотиться на должников за комиссию. Это, как правило, убитые долги, от которых совсем незначительная часть может быть возвращена банку. То есть государство за эти же долги предлагает гораздо большие деньги. Причем живые.

— То есть может возникнуть конфликт интересов между банками и коллекторами?

— Нет, конечно. Потому что разговор сейчас идет о небольших долгах, которые для коллекторов не очень интересны. Это такой специфичный сегмент. Проблема, которую мы обсуждаем, не важна сама по себе. В законе сказано, что обратно долг вернуть нельзя.

Продажа долга — такая же сделка, как продажа квартиры. Банки, скорее всего, будут пытаться договариваться

Но просто взять и забрать долги обратно, конечно, они не смогут. Да и коллекторы могут не согласиться.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter