Нур-Султан
Сейчас
-19
Завтра
-17
USD
426
+1.18
EUR
510
+4.04
RUB
5.58
-0.01

Депортация автомобилей с иностранными номерами несправедлива — юрист

5431
фото с сайта almaty.tv

На днях в полиции решили, что пора начать бороться с правонарушителями на иностранных машинах. В МВД рассказали, что

водители с российскими, кыргызскими и армянскими номерами безнаказанно нарушают ПДД по несколько десятков раз

Нарушают и не платят

«Вопрос о запрете эксплуатации данных транспортных средств не стоит. Наше государство открыто для передвижения для всех транспортных средств любого государства», — рассказал на пресс-конференции начальник управления Комитета административной полиции МВД РК Марат Туякбаев. — «Вопрос стоит об учете транспортных средств, временной регистрации.

Под ней мы подразумеваем не то, чтобы человек обращался в спецЦОН, стоял в очереди и так далее. Будет предусмотрена онлайн-регистрация. По итогам обсуждения данного вопроса, если положительно поддержит общество и все государственные органы, только тогда будет разрабатываться механизм, в какие сроки будет действовать регистрация и на какой период».

Немногим ранее этот же вопрос, только с другого ракурса, поднял Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».

«Практика показывает, что автомобили из стран Евразийского экономического союза завозятся в Казахстан с целью постоянной эксплуатации», — говорит
директор по стратегическому планированию «КазАвтоПрома» Артур Мискарян. — «В таких случаях автомобили подлежат государственной регистрации.

Рост числа подержанных автомобилей, ввозимых с территории соседних стран, не только создает угрозы безопасности дорожного движения на казахстанских дорогах,

но и препятствует усилиям государства, направленным на обновление отечественного автопарка. Это явление усугубляется тем, что отсутствие регистрации затрудняет учет этих автомобилей и позволяет нарушителям ПДД избегать ответственности. Предлагаемые нами меры позволят избежать злоупотреблений правилами временного ввоза транспортных средств.

Большинство автомобилей, ввозимых на территорию Казахстана из России и Армении, старше 10 лет и имеют правостороннее расположение руля. Учитывая возраст и конструктивные особенности ввозимой техники, перечисленные меры будут способствовать соблюдению экологических норм и требований по безопасности».

В конце своего обращения, адресованного как раз в МВД, союз приводит данные по росту в Казахстане парка подержанных авто. В целом документ очень хорошо демонстрирует продвижение интересов товаропроизводителя, нежели рядового автолюбителя.

Хотеть машину — не порок

Зачем казахстанцам подержанные армянские машины? К чему приведет их легализация в стране? Об этом с медиапорталом 365info поделился юрист Сергей Уткин.

Сергей Уткин. Источник Радио Азаттык.

— Временная регистрация машин с иностранными номерами — прогрессивная мера, — считает юрист. — Есть обычные иностранные граждане, которые заехали на территорию Казахстана из России, Кыргызстана или Армении, к примеру. Допустим, они приехали в гости или на работу. Имеют право? Да.

Согласно всем нашим международным евразийским документам, до одного года они могут спокойно находиться на территории Казахстана без проблем

Свыше года — нет. Нужно выехать и только потом заехать обратно. И эта норма о временной регистрации транспорта в Казахстана должна работать, иначе к чему тогда все это евразийство?

— Но мы знаем, что чаще на таких машинах ездят не иностранцы, а наши с вами соотечественники!

— Думаю, больше 90%. Наши люди купили машины за пределами Казахстана, чтобы минимизировать свои расходы на приобретение автомобиля. В 2010 году закончились льготные таможенные пошлины. Теперь средний казахстанец, у которого есть условные пять тысяч долларов, может на них купить либо реально изношенный старый и давно завезенный автомобиль в Казахстане, либо прекрасный автомобиль 2015 года в Армении и ездить на нем полулегально.

А вообще, законна или незаконна эксплуатация гражданами Казахстана автомобилей с иностранными номерами хотя бы год? То есть платить той стране налог, проходить в той стране техосмотр? Конечно, с точки зрения нашего евразийского законодательства это незаконно. Потому что там

прописано, что нахождение автомобиля с иностранными номерами в Казахстане до 1 года касается иностранных же граждан

Есть прямой запрет передавать гражданину Казахстана этот автомобиль в управление. И тем не менее люди пошли на риск, в результате чего в стране десятки, а то и сотни тысяч полулегальных машин под управлением казахстанцев.

Автопрому — невыгодно

— Союз «КазАвтоПром» говорит, что все эти евразийские авто старые, что из-за этого падают продажи новых авто. Это они таким образом лоббируют свои интересы?

— Ну да, и интерес их понятен. Вообще, вся ситуация с 2010 года, когда были введены огромные пошлины на ввоз в страну подержанных авто, утилизационные сборы и так далее, направлены на поддержку местных производителей. Чтобы людям было крайне невыгодно завозить не новые автомобили. Эта цель достигнута. Ввоз сократился. Основная масса довольствуется либо старым существующим автопарком, либо той продукцией, что выпустил наш автопром, либо использует серые схемы по ввозу нормальных машин из соседних стран.

И я что-то не слышал таких данных, чтобы ввозились из евразийских стран машины старше 10 лет. Наоборот, едут за очень даже свежими

Вся эта ситуация складывалась годами, поэтому в правительстве и МВД уже понимают, что вступать в войну с людьми и всем все запретить — не самый лучший вариант. Решение найдено — временная регистрация для иностранного транспорта, которая легализует всю эту серую схему. Да, это невыгодно для местных производителей, но ситуация уже запущена, и из нее нужно как-то выходить.

Закон обратной силы не имеет

— Но выглядит это все как признание государством, что оно прошляпило ситуацию. Люди оказались предприимчивее, налицо правовой конфликт.

— Люди хотят и имеют право хотеть ездить на хороших машинах. Но ассоциации у вас совершенно правильные.

Теперь

государству надо определиться, кто важнее — наш товаропроизводитель или народ?

Автомобиль — это роскошь или в большом Казахстане у каждой семьи должна быть хорошая машина? Вот экс-аким Алматы Бауыржан Байбек конкретно сказал, что его задача превратить Алматы в город без автомобилей. И все для этого делал. А правительство пока не определилось.

Оно в 2010 году закрутило гайки для ввоза доступных по цене машин, а спустя 9 лет готово легализовать тот транспорт, что умудрился просочиться

Мое мнение — у всех людей должна быть возможность передвигаться по большой стране на своем автомобиле. Это даст развитие придорожному сервису и развитию сел. Но тогда нужно работать над снижением стоимости автомобилей, а не наоборот. Именно эта причина и служит тому, что обычные граждане ищут полулегальные или совсем нелегальные лазейки, как бы обзавестись машиной.

Почему я считаю, что легализация с помощью временной регистрации иностранных машин нужна и своевременна? Потому что государство само запустило весь этот транспорт на свою территорию. Как это было в свое время с праворульками. Никто сюда тайными тропами не крался. И если таможенная и пограничная службы открыли шлагбаум иностранному транспорту, то требовать его депортации или ограничения в эксплуатации нелогично и несправедливо. Пусть даже это будет не в пользу отечественного автопрома.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter