18+
Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
21
USD
386.82
0.00
EUR
428.67
0.00
RUB
5.86
0.00

Чем ценна для казахов традиция Олжа тарту

Само слово «олжа» в казахском языке имеет много значений.

Олжа – так может называться находка, доля, приобретение, подарок, трофей или приз, завоеванный во время различных состязаний. Появление в семье долгожданного ребенка тоже может быть воспринято как олжа – подарок Всевышнего. Тогда и имя ему давали соответствующее — Олжабай. В истории даже известен батыр Олжабай. Любовь и почитание народа заслужил он своей храбростью в борьбе против джунгар.

Надо сказать, что имя известного поэта и ученого Олжаса Сулейменова, прямого потомка Олжабай батыра, тоже происходит от слова «олжа».

Вот что пишет ученый Багдан Момынова об этой традиции:

«Олжа тарту (преподнесение олжа), олжа беру (отдать кому-то олжа), олжа ұғыну (понимание олжа) – это трофеи воинов, пришедших с добычей из дальних походов; охотников, вернувшихся с удачной охоты; борцов, завоевавших приз в состязании с соперником; победителей в скачках или в других соревнованиях. Олжа преподносили только тем, кого глубоко уважали — другу, родным, сватам и вообще дорогим людям. Также олжа может называться и удачное знакомство с великим человеком, и приобретение какойто долгожданной вещи».

Как преподнести подарок. Казахская традиция Байлау

Вся добыча, которую удалось захватить и отвоевать в военных походах и битвах, тоже называется олжа.

Однако надо отметить, что олжа преподносили не только в качестве подарка, олжа могли потребовать, когда на то были веские причины.

Олжа тарту в народном творчестве

В народном эпосе «АйманШолпан» есть такие строки:

«Сонда Айман сөйлейді,

Сөйлегенде бүй дейді.

–      Екі батыр мал бөлдің,

Маған да олжа бер, – дейді.

…Бірігіп шаптым Маманды,

Сіздермен бірге мен дейді.

Сонда Арыстан сөйлейді,

–      Мақұл екен мұнысы,

Бұған да олжа бер, – дейді.

Айман сұлу сен, – дейді.

Ер Арыстан мен, – дейді.

Мал көреміз жүр, – дейді.

 

Арыстандай батырға

Еріп Айман барады,

Малға көзін салады,

Бөлек-бөлек түйеден,

Жүз нарды таңдап алады».

Тогда Айман говорит,

Глас ее серебром звенит.

– Два батыра, добычу вы держите где?

Олжа ведь причитается и мне.

…Я вместе с вами воевала Мамана,

Олжа должна делиться меж нами.

Тогда Арыстан отвечает:

Она права, и прямы ее слова,

Ей причитается немалая олжа.

Ты красавица Айман,

Я зовусь батыр Арыстан,

Выбирать пойдем с тобой, Айман.

 

И зашагал батыр Арыстан,

Показывая девушке все сам.

За ним последовала Айман.

Приглядевшись к стадам,

Из стада верблюдов с степи,

Сто наров выбрала Айман».

(Смысловой перевод автора  ред.)

Олжа тарту в литературе

Известно, что немало казахских народных традиций описывается в романеэпопее писателя Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Упоминается в произведении и традиция Олжа тарту:

«…Абай вместе с другими сперва посмотрел состязание по борьбе. Многим понравился Абди, сильный коренастый джигит. Он одержал победу над соперниками три раза подряд. Потом, взяв в руки свой приз – узелок с деньгами, широко улыбаясь, подошел он к Абаю.

Абай ага, я посвятил свою победу вам, желая, чтобы и вы побеждали своих недоброжелателей. Я победил! И потому как очень был рад вас видеть здесь, преподношу свой олжа вам!

Абай поблагодарил Абди и принял его подарок со словами:

Да, в ком есть такая сила, есть и не менее сильный ум! Оказывается, побеждать соперников надо учиться у тебя, Абди!

Все, кто был рядом, одобрительно засмеялись».

После этого джигиты, ставшие сильнейшими в состязаниях «теңге ілу» (когда сидя верхом на коне на всем скаку с земли поднимали монеты), «аударыспақ» (рукопашный поединок верхом на конях) и кокпару (козлодрание), как и Абди, один за другим преподнесли свои олжа Абаю.

На празднике народ встретил Абая с большой радостью и распростертыми объятиями».

И сегодня можно услышать, как казахи поздравляют победителей спортивных и образовательных состязаний: «Құтты болсын, олжалы оралыпсың!» (Поздравляем, ты вернулся с олжа!).