Особую щедрость казахского народа подчеркивает ритуал Байлау. Он связан с подарком и возможностью его передачи другому человеку так, чтобы не обидеть дарителя.
Казахи всегда отличались острословием и иносказательностью. В степи всегда ценили слово. В народе до сих пор говорят «Өнер алды қызыл тіл» (Самое главное искусство — это краснословие).
Потому многие традиции имеют интересные своеобразные названия. Например, «Жол қысқарту» или «Жолын жасау». В первом случае непонимающему казахский язык будет невдомек, почему надо укорачивать дорогу, а во втором сразу встает вопрос, почему нужно проложить дорогу.
Одна из таких традиции называется кратко – Байлау (прикрепить). На самом деле это слово означает «привязать, завязать» и в казахском языке применяется иносказательно не один раз. Например, жіпсіз байлады – повязал без веревки, то есть пригвоздил. Так говорят, когда в разговоре кто-то проявляет находчивость в отношений другого.
Традицию Байлау в данном случае надо понимать как прикрепление
Если один казах преподносит другому обещанную вещь или делает подарок — например, лошадь — тот, кому этот подарок предназначен, вправе тут же передарить его другому. Выбранный им человек может быть уважаемым аксакалом или даже ребенком. При этом он говорил «байладым» и дарил подарок кому пожелает. В этом случае хозяин подарка не должен обижаться.
Говорят, однажды хан Абылай решил одарить своего пира — духовного наставника Жаналаяк Аздера, чье прозвище, данное народом, означает «отказавшийся от мирских благ».
Конь как лучший подарок — традиция Ат мінгізу
Когда наставник был в ставке, хан преподнес старцу подарки: дорогие ковры, седла, одежду и многое другое, а после приказал своим батырам проводить уважаемого аксакала. Но к удивлению, батыры быстро вернулись обратно. Хан поинтересовался причиной скорого возвращения. Тогда они поведали, что Жаланаяк Аздер, едва покинув ставку, совершил традицию Байлау, раздав все подарки хана жителям аула, а сам ушел пешком и в чем пришел.
Этот рассказ о моем далеком предке, чье настоящее имя Калмухамед Балмухамедулы, я не раз слышал из уст своего отца, ученого Асильхана Оспанулы.
Некоторым может показаться странным, что человек сам отказывается от дорогой вещи или породистого скакуна
Но только не среди казахов. О традиции Байлау можно услышать и сегодня. И неудивительно, что она описывается учеными и писателями.
Известный казахский писатель Сапаргали Бегалин описал достоверный случай о традиции Байлау в рассказе «Жабынмен кездесу» (Встреча с Жабыном).
Один из героев рассказа Мади Бапиулы (1880-1921 гг.) был известным акыном, певцом и композитором. С детских лет он прославился пением и искусной игрой на домбре. Многие его песни, в том числе знаменитая «Каракесек», до сих пор звучат со сцены.
«…С кем только я не был знаком благодаря своей ловчей птице. Даже с самим Мади Бапиулы подружился. Он был особенным человеком среди людей. Расскажу-ка я вам, как познакомился с ним, – сказал эти слова старец Жабын с особенной грустью.
…Однажды Мади гостил у меня. Прощаясь, он сказал:
— Береги своего Көк құс (Синяя птица — так я звал моего сокола). Если все будет хорошо, приеду осенью и вместе поохотимся на гусей.
Призыв, ведущий к победе — традиция Ұрандату
…В один из дней, не знаю почему, мой Көк құс заболел. Все случилось быстро. Я за ним очень ухаживал, лечил. И надо же было мне заснуть от усталости под самое утро. Проснувшись, я увидел, что моя ловчая, которую я лелеял восемь лет, была мертва.
Для меня это была большая потеря. Но я не мог усидеть дома, оседлал коня и решил выехать в поисках нового сокола. И надо же такому случиться, приехал Мади с друзьями. Я ему рассказал все как есть, что не получится обещанной охоты.
– «Ат өлсе ер-тоқым үйіледі, құс өлсе тұғыры күйінеді» (Если умрет конь, его седло покажется горой; если беркут умрет, будет горевать подставка, на которой он сидел), – сказал он и, взяв мою домбру, спел песню о ловчей птице.
Назавтра Мади позвал меня поехать вместе с ним:
–Жаб-эке, поехали с нами. Я еду в аул Тотая, он обещал мне найти хорошую ловчую птицу.
Тотай нас встретил хорошо. Как оказалось, они с Мади были в очень хороших отношениях. Увидев, что у него есть отличная ловчая птица, Мади рассказал, что я остался без сокола. И как бы шутя и в то же время приказывая своему другу, сказал:
– Найди для Жабына ловчую птицу.
На это Тотай серьезно ответил, что он мне ничего не должен, но обещание, данное Мади, готов выполнить. Мол, бери мою ловчую или пошлю к знакомым за другим соколом. Так он и сделал.
На следующий день приехал джигит, посланный за соколом, и Тотай преподнес птицу певцу. Мади отдал ее мне и сказал:
– Вот, Жабын, будь хозяином этому соколу, Тотай преподнес его мне. Спасибо ему за подарок. Я же его тебе байладым (прикрепил). Пусть твой сокол будет удачливым.
Я был несказанно рад».