Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
447
-0.91
EUR
476
-2.17
RUB
4.79
+0.03

Будут ли деньги ЕНПФ направлены на спасение столичного проекта LRT?

7587
фото из открытых источников

Механизм спасения

В Министерстве финансов РК ведут работы по поиску альтернативных источников финансирования строительства ветки легкорельсового транспорта в Нур-Султане.

Одним из способов стал поиск внутреннего инвестора. Минфин уже ведет работу по выходу компании Астана LRT на столичную биржу AIX.

Предполагается выпуск облигаций на сумму в 1,5 млрд долларов

Из вырученных средств 344 млн пойдут на погашение китайского займа, остальные — на завершение работ. В июне правительство подтвердило государственное поручение проекта LRT.

Кого накажут за провальное строительство LRT в Нур-Султане?

Кстати, председатель Национального банка РК Ерболат Досаев заверил, что предпринимаются активные действия по возврату «строительных денег» из Банка Астаны.

«Сегодня фонд проблемных кредитов проводит необходимую работу по изысканию возможностей по возврату этих средств. Первые предварительные итоги уже есть. Но основную работу придется проводить в 2020 и 2021 годах. Вероятность возврата средств на уровне 30-40%», — сказал Досаев.

К «поискам» пропавших финансов подключился и новый столичный аким Алтай Кульгинов — он дал поручение своему заместителю. Градоначальник уже заявил,  что городской бюджет теперь будет «отказывать» всем имиджевым проектам.

В кабмине уверены, что предложенные меры спасут тонущий прожект

Государственные долговые бумаги с удовольствием приобретут в Едином накопительном фонде. В Нацбанке, который является управляющим пенсионными активами, информацию не опровергают.

Новость уже вызвала неоднозначную реакцию вкладчиков фонда

По их мнению, государство снова спасает провальные проекты за счет граждан Казахстана.

Нет причин для беспокойства

Экономист Жарас Ахметов причин для беспокойства не видит. По его мнению, средства ЕНПФ будут вкладываться в ликвидные «инструменты».

«Хочу сразу сказать, что государственные долговые бумаги — самые надежные. Здесь достаточно приемлемая доходность.

Поэтому в покупке пенсионным фондом облигаций минфина ничего страшного нет

Однако тактика правительства по спасению безнадежного проекта несколько сомнительна. Иногда срабатывает, но чаще нет. Поживем — увидим», — полагает Ахметов.

Он отметил, что ценные бумаги, обеспеченные государством, могут принести ЕНПФ инвестиционный доход. Поскольку купонная ставка министерства финансов выше, чем инфляция.

«Грубо говоря, вкладчикам пенсионного фонда не стоит беспокоиться.

Большая часть портфеля ЕНПФ и так состоит из государственных бумаг,

они и обеспечивают текущую доходность», — считает Жарас Ахметов.

Высокие риски

Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев предлагает не волноваться за пенсионные накопления. Дело совершенно в другом, считает он.

«Я так понимаю, что собираются выпускать валютные облигации. Соответственно, доходность должна быть привлекательной.

Плюс эти облигации гарантированы государством

Вступило в силу постановление правительства о выдаче госгарантий. Поэтому, я думаю, помимо пенсионного фонда сюда могут вложиться и банки второго уровня», — сказал экономист.

Ошакбаев напомнил, что по проекту Астана LRT в июне 2019 года была выписана вторая по счету государственная гарантия. Первая была выдана для Банка развития Китая еще в 2016 году.

«Из этого документа следует, что мы займем на рынке в долларах еще до $1,6 млрд для завершения заранее убыточного проекта. Держим в уме слабость национальной валюты.

Вместе с тем президент Токаев справедливо отметил, что риск есть

Неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство. И риск этот исключительно высок. Практически 100%. Учитывая завышенную стоимость, отсутствие публичной оценки ПСД и ТЭО и отраслевой экспертизы, аудита и снижения цены до реальной», — продолжил Рахим Ошакбаев.

Отсутствие эффективности

По его мнению, аким столицы Алтай Кульгинов должен ответить на два простых вопроса: для чего нужен проект и какова его социально-экономическая эффективность. Именно их задал на расширенном заседании правительства президент Казахстана.

«Было бы здорово провести профессиональное обсуждение этих двух «золотых вопросов здравого смысла», озвученных президентом. Где-нибудь на площадке Общественного совета Нур-Султана, либо провести открытые общественные слушания.

После честного и профессионального ответа уверен, любой здравомыслящий человек придет к выводу, что проще зафиксировать убытки

и не тратить еще $1,6 млрд на ненужный проект, генерирующий убытки для столицы. Эти средства следует направить на решение реальных потребностей населения. К примеру, наладить транспортное сообщение с «правым» и «левым» берегом», — отметил эксперт.

Среднесуточный пассажиропоток в Нур-Султане составляет 650 тыс. человек. Для состоятельности LRT необходимо 146 тыс. — практически четверть от общего числа. С учетом населения города цифры не совсем реалистичные, резюмирует Ошакбаев.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter