Национальный банк РК принял решение не менять базовую ставку, но допустил, что в будущем она может вырасти. Причин для этого несколько: ускоряющаяся инфляция, рост доходов населения, а также не самые благоприятные внешние факторы.
Большинство экспертов, опрошенных в середине мая Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК), сошлись во мнении, что базовая ставка остается на нынешнем уровне. Эксперты не ждали ее изменения даже после того, как в апреле Нацбанк достаточно неожиданно понизил показатель с 9,25% до 9%. По данным опроса АФК, каких-либо движений ожидали лишь 18,8% респондентов.
Ситуация с тех пор немного изменилась. Прежде всего изменилась цена на нефть. Стоимость Brent с середины мая до начала июня подешевела примерно на 10% за баррель. Ускорился и рост цен: по официальным данным, годовая инфляция выросла за май на 0,4 п.п.
Кроме того, несколько ослаб тенге: нацвалюта под давлением внешних факторов просела до 383 тенге
Но несмотря на это, прогнозы экспертов оказались верными: Нацбанк менять базовую ставку не стал. Об этом было объявлено 3 июня. Ее уровень остается на 9%, а процентный коридор все также — в +/-1п.п. При этом регулятор отмечает: по сравнению с предыдущим решением по базовой ставке баланс рисков смещается в сторону более высокой траектории развития ставок.
В мае 2019 года уровень годовой инфляции сложился на уровне 5,3% по сравнению с 4,9% в предыдущем месяце.
Это произошло во многом из-за роста цен на продовольственные товары (7,9% в мае 2019 года)
на фоне увеличения инфляции в производственном секторе и удорожания импортной продукции. Непродовольственная инфляция и инфляция платных услуг в мае формировались на уровне 6,1% и 1,3% в годовом выражении, соответственно.
«Инфляционные ожидания населения остаются низкими. В марте и апреле ожидаемая на 12 месяцев вперед инфляция по данным опросов населения сформировалась на уровне 4,5%. В случае отсутствия в дальнейшем шоков цен на внутренних товарных рынках закрепление ожидаемой инфляции ниже уровня фактической в перспективе будет оказывать дезинфляционное воздействие», — отмечают в Нацбанке.
Но на инфляцию может повлиять увеличение внутреннего спроса на товары и услуги. Это связано с тем, что у казахстанцев стало больше денег. Реальные денежные доходы населения в марте выросли на 9,7% в годовом выражении. Об увеличении потребительской активности также свидетельствует рост объема кредитов населения на потребительские цели — по итогам апреля он составил 14,6% в годовом выражении. Вместе с ростом растет и предложение.
«В январе-апреле 2019 года краткосрочный экономический индикатор повысился на 4,1% за счет роста в отраслях строительства (8,4%), торговли (7,3%), транспорта (4,8%), сельского хозяйства (3,6%), обрабатывающей (3,5%) и горнодобывающей промышленности (2,6%). Рост объема инвестиций в основной капитал в январе-апреле — 6,7%. В результате разрыв выпуска оценивается в положительной зоне, т. е. находится выше своего потенциального уровня, формируя определенный проинфляционный потенциал», — говорится в сообщении регулятора.
Дополнительное давление на цены окажет и реализация социальных инициатив
Повышены размеры социальных выплат и заработной платы бюджетникам. Это произошло в дополнение к мерам по увеличению минимальной зарплаты и снижению индивидуального подоходного налога для низкооплачиваемых работников. По мнению Национального Банка, дополнительное влияние на инфляцию от реализации социальных инициатив будет, но окажется несильным. Регулятор считает, что он не превысит 0,3%.
Что касается внешних факторов, тут значительное влияние оказывает стоимость нефти. А она остается нестабильной. Средняя цена на нефть марки Brent за январь-май текущего года сложилась на уровне выше 66,8 долларов за баррель. Однако за период с 27 мая по 3 июня стоимость упала на 13%. Но даже с учетом этого ее нынешний уровень устраивает Нацбанк.
«В рамках прогнозирования и при принятии решений по денежно-кредитной политике в качестве базового сценария нами используется уровень в 60 долларов США за баррель. Республиканский бюджет остается сбалансированным, поскольку был рассчитан исходя из среднегодовой цены в 55 долларов США за баррель нефти», — объяснил глава регулятора Ерболат Досаев.
Что касается других внешних монетарных условий, здесь ситуация со времени последнего принятия решения по ставке изменилась слабо.
«Проинфляционное давление со стороны роста цен в странах – основных торговых партнерах в апреле незначительно усилилось. Инфляция в России в апреле составила 5,2%, в Китае – 2,5%, в ЕС – 1,9%. На фоне ожиданий по снижению инфляции в России к концу 2019 года влияние внешнего фактора на инфляцию в дальнейшем будет ослабевать», — отметили в Нацбанке.
Главным риском остается напряженность в торговых отношениях между США и другими странами. Это может привести к замедлению роста мировой экономики и окажет негативное влияние на мировую торговлю, а также товарные и фондовые рынки.