Плавающий курс тенге помогает Нацбанку, управляющего пенсионными накоплениями, не только наращивать по ним инвестдоход, но и увеличивать разрыв между этим показателем и выплатами из ЕНПФ.
Нацбанку надо не судиться со мной, а успокоить вкладчиков — Айман Турсынхан
Как бы то ни было, факт остается фактом – величина начисленного инвестдохода по пенсионным активам ЕНПФ в значительной степени зависит от колебаний обменного курса к тенге к доллару.
Как уже не раз отмечалось, при укреплении казахстанской валюты образуется отрицательная курсовая разница по долларовой части инвестпортфеля пенсионных активов ЕНПФ. Зато при девальвации тенге по этой части, объем которой заметно вырос за последние годы, возникает положительная курсовая прибавка, увеличивающая инвестдоход.
А вот пенсионные выплаты от колебаний обменного курса не зависят, ибо рассчитываются в тенге и к доллару не привязаны. Таким образом, у Нацбанка
возникает вполне естественный соблазн увеличивать за счет девальвации тенге разрыв
между начисленным инвестиционным доходом по ним и пенсионными выплатами. На данный момент с начала деятельности ЕНПФ накопилось достаточно информации, чтобы попытаться разобраться в этой тревожной для всех теме.
В феврале, в первый полный 2014 год деятельности государственного пенсионного монополиста, тенге был одномоментно девальвирован примерно на 20%. За этот месяц разрыв между начисленным инвестиционным доходом и пенсионными выплатами увеличился с 2,6 раза — до 7,2 раз! Затем эффект девальвации стал постепенно сходить на нет, и к концу 2014 разрыв между этими показателями уменьшился до 2,2 раза.
При сравнении пенсионных выплат за этот год с начисленным инвестиционным доходом получается, что они составили 44,2% от его величины. Если же сравнивать с «чистым» инвестиционным доходом, рассчитываемым за вычетом комиссионных вознаграждений, которые получают ЕНПФ и Нацбанк, отношение составляет уже 50,5%. Как видно, на пенсионные выплаты ушла половина инвестиционного дохода.
Второй полный год деятельности «ЕНПФ» — 2015-й – ознаменовался более глубокой августовской девальвацией тенге, деликатно поданной обществу правительством и Нацбанком как переход к свободному плавающему обменному курсу. Однако еще задолго до нее, в начале 2015,
стало очевидным сокращение разрыва между начисленным инвестдоходом и пенсионными выплатами по сравнению с 2014
Так, на начало февраля значения этих показателей практически сравнялись, составив соответственно 21,1 и 18,1 млрд тенге, а разрыв между ними опустился до 1,2 раза! К началу августа он увеличился до 2,1 раза, а после девальвации тенге поднялся до 3,7 раз. Завершился же 2015 год отношением начисленного инвестиционного дохода к пенсионным выплатам на уровне 5,8 раза, «чистого» — 5,4 раза. А это означает в свою очередь, что лишь 18,5% от последнего дохода пошло на выплаты.
Свой третий полный 2016 год деятельности ЕНПФ прошел относительно ровно, хотя тенге начал укрепляться после январского скачка в 2016 году к уровню в 384,5 тенге к доллару. Если по итогам первого месяца того года отношение начисленного инвестиционного дохода к пенсионным выплатам составило 3,6 раза, то на его конец – 3,1 раза, а «чистого» дохода – 2,8 раза.
Однако по сравнению с 2015 эффективность деятельности Нацбанка в качестве инвестиционного управляющего заметно снизилась, поскольку на пенсионные выплаты ушло более трети (35,3%) от «чистого» инвестиционного дохода.
2017 год, четвертый полный по счету в деятельности ЕНПФ, преподнес неприятный сюрприз в виде резкого изменения соотношения начисленного инвестиционного дохода и пенсионных выплат. По итогам тогдашнего января последние превысили величину дохода в 3,5 раза, составив соответственно 48,1 и 13,8 млрд тенге!
Такая ситуация вполне укладывается в негативный прогноз г-жи Турсынхан, поскольку в случае, когда пенсионные выплаты превышают инвестиционный доход, возникший разрыв приходится компенсировать за счет обязательных пенсионных взносов.
В итоге пенсионные накопления не приумножаются, а сокращаются
К началу марта 2017 года пенсионные выплаты увеличились до 61,5 млрд тенге, тогда как начисленный инвестиционный доход упал до 5,9 млрд. Разрыв же между ними подскочил до 10,4 раза. Напомним, что к тому времени Нацбанк весьма активно проводил политику дедолларизации, для чего делал ставку на укрепление тенге к доллару. И только к началу мая начисленный инвестдоход наконец-то немного превысил объем пенсионных выплат — их значения составили соответственно 100,4 и 91,3 млрд тенге.
К концу же 2017 года Нацбанку удалось восстановить более приличное соотношение между этими величинами, доведя его до 2,8 раза по начисленному инвестиционному доходу и 2,6 раза по «чистому». Тем не менее по сравнению с 2015 годом эффективность управления пенсионными накоплениями оставалась невысокой, ибо на выплаты ушло 38,3% «чистого» инвестохода.
А в 2018 году выяснилось, что «проедание» пенсионных накоплений становится традиционным для первых месяцев! По итогам января тогда оказалось, что пенсионные выплаты составили 48,9 млрд тенге, превысив в 3,7 раза величину начисленного инвестиционного дохода (13,2 млрд)!
К концу зимы эти показатели оказались на уровне соответственно в 62,7 и 36,9 млрд тенге. Только к 1 апреля «ЕНПФ» вышел из «проедающей» колеи, поскольку начисленный инвестдоход (75,8 млрд) превысил пенсионные выплаты (72,4 млрд). Однако «чистый» доход на тот момент все еще был меньше выплат – 66,4 млрд тенге.
А поскольку затем Нацбанк отпустил девальвационные «вожжи», позволив доллару подорожать по итогам 2018 примерно на 50 тенге, к его концу начисленный инвестдоход резко вырос, как и разрыв с пенсионными выплатами, достигший 5,8 раз (по «чистому» доходу – 5,4 раза). Эффективность же управления пенсионными накоплениями практически сравнялась с 2015 годом, поскольку на выплаты пошло лишь 18,4% от «чистого» инвестиционного дохода.
Сохранилась негативная традиция и в 2019 году. За январь пенсионные выплаты из ЕНПФ достигли 31,5 млрд тенге, тогда как начисленный инвестиционный доход составил 18,6 млрд (или в 1,7 раза меньше), а «чистый» — 15,4 млрд тенге (2,0 раз).
К началу весны 2019 было выплачено почти 43 млрд тенге при начисленном инвестдоходе в 25,4 млрд, «чистом» — 12,1 млрд тенге. Разрыв между приведенными величинами составил соответственно 1,7 и 3,5 раза.
Затем ситуация нормализовалась, и на 1 мая начисленный инвестиционный доход (172,4 млрд тенге) превысил пенсионные выплаты (74,2 млрд) в 2,3 раза, а «чистый» (154,9 млрд тенге) — в 2,1 раза.
Но хорошего в этом мало, ибо почти половина (точнее, 47,9%) «чистого» инвестдохода ушла на пенсионные выплаты,
как это уже было в 2014 году, предвещая неизбежный новый обвал тенге к доллару.