Самое долгожданное IPO года обернулось крахом. Акции Uber за два дня торгов упали почти на 18%. Такой дебют вполне может оказаться одним из худших в истории Нью-йоркской фондовой биржи.
Но сразу что-то пошло не так. Осенью 2018 года компания рассчитывала на оценку в 120 млрд долларов, но показатель постепенно падал. 9 мая 2019 года Uber назвал цену, по которой инвесторы согласились выкупить его акции. Она составила 45 долларов. А это значит, что оценка компании опустилась до 75,5 млрд долларов (при выполнении некоторых условий – 82,4 млрд).
Одной из причин этого называется общее тревожное состояние рынка –
развивающаяся по спирали торговая война между Китаем и США то поднимает биржи, то роняет их
Еще одна причина – неудачное размещение акций компании Lyft. Она имеет не только схожий профиль деятельности, но и похожие экономические составляющие:
Торговля акциями Lyft началась 29 марта, и в первый же день котировки упали на 23%. За месяц бумаги потеряли в стоимости около трети. И это несколько отрезвило тех, кто собирался инвестировать в Uber.
В первый же день торгов акции Uber упали почти на 8%. Торги, начавшиеся с 45 долларов, завершились на отметке 41,57. Капитализация компании по итогам первого дня упала до 69 млрд долларов, а это почти вдвое ниже осенней оценки. В компании, впрочем, старались духом не падать.
«Вы не можете выбирать неделю, когда станете публичными. На нашу долю выпала ситуация с президентом Трампом и Китаем, которая привнесла нестабильность и неопределенность <…> Мы знали, что у нас впереди непростой день. Uber — это компания, пережившая много нестабильности в своей истории. И мы всегда проходили через это», — прокомментировал результаты торгов гендиректор Uber Дара Хосровшахи.
Но дело не только в Трампе и Китае.
За огромным ростом выручки стоят гораздо менее привлекательные для инвесторов цифры
Суммарные операционные убытки Uber в 2018 составили 3 млрд долларов, а с 2014 года – более 12 млрд. В четвертом квартале 2018 выручка этого подразделения составила 2,3 млрд долларов — ровно столько же, сколько было и в третьем квартале, и лишь немногим больше, чем во втором. Это значит, что за год до первичного размещения основной бизнес Uber практически не рос.
«Если венчурные инвесторы согласны, чтобы компания сжигала деньги, она может делать это сколько захочет. Но после выхода на публичный рынок вы должны показывать прибыль или хотя бы обозначать, как вы хотите на нее выйти», — цитирует Reuters портфельного управляющего фонда Federated Kaufmann Джордана Стюарта.
После выходных падение акций Uber продолжилось. В первые часы торгов 13 мая котировки компании упали еще на 7,4% — к 38,5 долларов за бумагу. Позже цена опустилась до 36,7 долларов — более чем на 11%! Это прямое следствие рыночного пессимизма после срыва торговых переговоров США и Китая.
Однако Uber все равно падает заметно быстрее индекса Dow Jones, снизившегося на 2%. Компания вполне может войти в историю как худшее IPO в истории Нью-йоркской фондовой бирже. И уж точно становится худшим стартом американской фирмы за несколько десятилетий.
Самые неудачливые частные инвесторы уже виртуально потеряли на Uber больше 20%. Это люди, купившие его акции через фонд New Riders организатора IPO Morgan Stanley по 48,77 долларов за штуку. Каждый из них вложил в фонд не менее 250 тыс. долларов с комиссией порядка 2%.
Крупные компании, зашедшие в Uber на поздней стадии перед IPO, немногим в лучшем положении. В последнем закрытом раунде в августе 2018 года Toyota Motor Corp. инвестировала в Uber $500 млн по цене примерно 45,5 долларов за акцию. Крупнейший инвестор Uber, японский Softbank, в начале 2018 года в большой сделке на 8 млрд покупал часть акций Uber по 48 долларов за акцию, пишет Reuters. В пятницу и понедельник он потерял из-за Uber до $9 млрд капитализации.
Все это негативно сказывается на имидже Uber, который и так не идеален. Достаточно вспомнить историю о сексуальных домогательствах, в результате чего был уволен основатель сервиса Трэвис Каланик и 20 менеджеров. Это самый крупный, но далеко не единственный пример.
Вообще, споры с водителями – главного источника развития сервиса – это «фишка» Uber
Компания была уличена в обещаниях водителям слишком высоких заработков, за что была оштрафована на 20 млн долларов. Позже Uber признал, что 2,5 года не доплачивал водителям в Нью-Йорке. Каждому из десятков тысяч человек полагалось дополнительно около 900 долларов.
В Европе участие водителей в протестах вообще становится привычным делом. С одной стороны, они требуют повышения зарплаты, а с другой — отбиваются от таксистов, считающих, что Uber отбирает у них работу.
При подготовке статьи были использованы материалы The Bell и РБК