18+
Нур-Султан
Сейчас
16
Завтра
23
USD
378.38
+1.20
EUR
431.05
+4.91
RUB
6.02
+0.04

Новая команда Акорды меняет имидж власти

Едва вступив в должность, президент Токаев устроил акимам и министрам выволочку за неумение работать с народом.

АкордаФото: 3d-maps.kz

Сам Токаев и его команда подали пример – никогда еще в Казахстане президент не общался с населением через соцсети. Начинание, которое поначалу воспринималось с некоторым скепсисом, неожиданно высветило реальные проблемы в работе чиновников и — что оказалось еще неожиданней, — превратилось в линию государственной власти на открытость. Этот ход новой команды Акорды пока еще не оценен по достоинству, но очевидно, что и игра предстоит на долгую перспективу. Наши корреспонденты оценили усилия политтехнологов.

Касым-Жомарт Токаев завел аккаунты в соцсетях, и не просто завел, а активно ими пользуется. В Алматы он даже приехал на встречу с горожанами на обычном рейсовом автобусе.

Сигнал о развороте власти лицом к народу и современным средствам общения с этим народом, был получен. Но не всеми понят. Поначалу новый стиль Токаева и акординских создателей имиджа президента вызывал удивление. Поэтому акимам и министрам устроили разбор полетов. На одном из первых совещаний Токаев поручил чиновничьей вертикали активней реагировать на запросы населения.

«Для нас очень важным является знать и своевременно реагировать на социальное самочувствие простых людей. Держать руку на пульсе. Это всегда является нашим приоритетом, и особенно в предэлекторальный период. Акимам необходимо оперативно реагировать на запросы населения и проводить разъяснительную работу. Важно активно работать в социальных сетях: создавать группы в мессенджерах, доступно разъяснять проводимую политику, модерировать и управлять ситуацией. Обратная связь с населением налажена не везде, из 17 акиматов всего у четырех есть контактные call-центры, а мобильный народный контроль — в семи регионах», — сказал Токаев еще в апреле.

Президент заявил, что традиция нудных и редких отчетов давно утратила актуальность, и надо, как говорится, пошевеливаться.

«Акимы регионов должны не только на отчетных встречах, но и на постоянной основе встречаться с людьми и объезжать все населенные пункты. На современном этапе развития общества умение четко и доступно донести суть проводимых реформ и реализуемой госполитики становится неотъемлемым требованием к каждому руководителю. Вы сами видите, что иногда даже самый грамотный специалист не может разговаривать на простом и доступном языке».

Итогом разноса стало поручение создать на базе Академии госуправления соответствующие курсы и направлять на них всех чиновников.

«Поручаю акимам перейти на новый формат взаимодействия с населением, обеспечив максимальный охват, открытость и оперативность реагирования. Крайне важен личный контакт руководства регионов с гражданами. Это касается акимов всех уровней, от сельского до областного акима», — пояснил президент. Сам Токаев, повторим, активный пользователь Twitter.

Содержание постов Токаева в соцсетях варьируется от глобальных проблем до нужд жителей отдельных кондоминиумов.

Например, еще в конце марта он опубликовал в Twitter пост, как заправский блогер присовокупив к нему сюжет одного из отечественных телеканалов. В сюжете жители многоэтажки города Ленгера пожаловались на то, что их дом регулярно топит канализационными отходами.

«Дал поручение премьер- министру и акиму Туркестанской области срочно решить вопрос бедственного положения жителей многоквартирного дома в Ленгере», — написал президент.

Через некоторое время в пресс-службе акимата Туркестанской области сообщили, что проблема со сточными водами и неприятным запахом в жилом доме № 25Б в Ленгере оперативно решена. На странице акима Умирзака Шукеева в Facebook было опубликовано соответствующее видео. Примечательно, что о мытарствах ленгерчан СМИ рассказывали с 2017 года. В 2019 году понадобился один пост — и мытарства закончились.

Матерые пользователи соцсетей давно в курсе этого феномена: можно годами писать в инстанции и давать интервью, а один пост раскрученного блогера выведет запрос на новый уровень. Благодаря мгновенной огласке решаются самые застарелые проблемы — тактику теперь взяли на вооружение и власти. В самом деле, какой блогер может быть известнее президента страны?

Пример новой политики дал толчок градоначальникам. В конце марта аким столицы Бахыт Султанов поручил акимам районов и руководителям городских управлений и департаментов активизировать работу в соцсетях. Чиновники послушно завели аккаунты и опубликовали номера сотовых телефонов. В комментариях тут же посыпались предложения расширить опыт до масштабов всей страны. Однако пока не все региональные администрации спешат выйти онлайн.

Тем не менее, в оперативности Токаева чувствуется неплохо выстроенная работа политтехнологов Акорды.

Заметно, что власти пытаются «вылечить» или хотя бы законсервировать многие «язвы», чреватые общественными беспорядками и напряженностью. Например, недавно аким Алматы Бауыржан Байбек объявил о том, что проект строительства курорта «Кок-Жайлау» будет отложен. Как отметил в своем блоге президент Токаев, именно он посоветовал акиму принять такое решение. А ведь за Кок-Жайлау гражданские активисты боролись несколько лет.

Интересные подходы были задействованы в диалоге с многодетными матерями, требующими улучшения жилищных условий. С женщинами-пикетчицами поговорили компетентные чиновники, активизировалась программа дешевой ипотеки, нужды многодетных передали на рассмотрение в общественные советы.

Обратная связь с народом сразу сказалась на актуальности решений. Годами соцопросы показывали, что кроме экономических неурядиц, людей остро волнует растущий уровень криминала. Теперь, похоже, силовики попали под колпак сетевой прозрачности, где скрывать вялость борьбы с преступностью будет сложней.

С момента инаугурации Токаев провел несколько расширенных совещаний с представителями руководства МВД. На одном из них он буквально распорядился прекратить «заговор молчания», традиционный для полиции.

«Я призываю и поручаю использовать возможности СМИ и социальных сетей. Эти ресурсы должны быть не для пиара деятельности Министерства внутренних дел, а прежде всего для формирования у населения навыков безопасного поведения при различного рода опасных ситуациях, будь то чрезвычайные или криминальные ситуации. Через соцсети вы должны вести своего рода воспитательную работу среди граждан нашей страны», — заявил президент.

Результаты внимания к МВД мы наблюдали последние недели. В частности, информация о задержаниях во время митингов, о причинах арестов молодых людей с плакатами поступала быстро и в исчерпывающей форме.

Да и обошлись с протестующими достаточно мягко — большинство из участников митингов сразу отпустили, а «шутку» юноши с пустым плакатом в полиции вполне оценили. За белый лист бумаги не наказывают, к тому же, объясняться в соцсетях с активистами не слишком хочется.

Любопытно, что отчитывая представителей МВД, Токаев не бил по площадям, он называл конкретные слабые точки. Например, хроническую нераскрываемость мелких краж, которая, как показала трагедия с Денисом Теном, убитым автоворами, может привести к отнюдь не мелкой беде. Президент не забыл и о кражах мобильных телефонов (еще одном виде преступности, обычно игнорируемом силовиками), и о том, что реклама наркотиков красуется едва ли не в каждой подворотне. Дал поручение обеспечить снижение смертности на дорогах. В блоге президент написал: «10 тысяч казахстанцев гибнут ежегодно в ДТП. Это сравнимо с потерями в войне».

Токаев подчеркнул, что отсидеться в кабинетах полицейским не удастся.

«Работа полиции находится под пристальным вниманием всего общества. Ваша служба непосредственно соприкасается с интересами граждан страны и ее безопасностью. Поэтому, работа МВД должна быть организована четко, системно. Полиция должна быть более открытой. Для этого нужен диалог с обществом. В этих целях мы продолжим реформу правоохранительной системы, начатую Елбасы. Её ключевая задача — неукоснительное обеспечение защиты прав казахстанцев», — заявил президент.

Со стороны картина выглядит однозначно — власть сокращает дистанцию, выходит на прямую коммуникацию с обществом. Чтобы президент страны «вспоминал» о «мелочах» в нужный момент, должна функционировать слаженная команда, оперативно поставляющая первому лицу важнейшие данные по самым разным темам. Вопрос в том, удержит ли команда Токаева заданный темп, и воспримут ли новый стиль чиновники на местах.