Строительство храма в Екатеринбурге обернулось одним из самых громких протестных выступлений в России за последние годы. Власти, духовенство и даже Кремль настаивают на стройке. Население под предлогом защиты сквера выступает резко против. Но пока больше всего страдает именно природа.
В 1930 году в Екатеринбурге был разрушен храм Святой Екатерины. 80 лет спустя, в 2010 году, местными властями было принято решение его восстановить – «это исправление ошибок и восстановление исторической справедливости». Сначала его хотели восстановить на прежнем месте, но люди оказались против. Начались митинги.
Власти стали искать альтернативные места. В итоге выбор пал на искусственный остров. И вновь прокатилась волна акций протеста, так что место было решено поменять вновь. Новое место – центр города. Там, где сейчас располагаются набережная и небольшая парковая зона.
Но горожане вновь не согласились с планами властей. Вечером 13 мая начался стихийный протест, поводом для которого послужила установка временного забора на территории будущей стройки. В акции приняли участие до 2 тысяч человек. Они ломали забор (некоторые секции были утоплены) и добрались до установленной в сквере палатки. Сообщается, что внутри нее может быть расположен символический первый заложенный камень. Но палатку отстояли охранники.
А позже к ним на помощь пришли спортсмены. Бойцы Академии единоборств Русской медной компании вытеснили протестующих за пределы сквера и восстановили забор. К слову, Русская медная компания – один из главных спонсоров строительства. Полиция в процесс не вмешивалась, но затем все же арестовала несколько активистов.
Губернатор области Евгений Куйвашев попытался уладить спор, пригласив в свой кабинет обе стороны конфликта. Однако найти компромисс не получилось. Власти заявили, что работы, запланированные на территории сквера, продолжатся.
Вечером 14 мая протесты продолжились, а количество участников увеличилось. Действия протестующих ничем особо не отличались: они разобрали забор и вновь утопили некоторые секции в реке. Собравшиеся кричали: «Мы за сквер!», «Это наш город!», водили хороводы и исполняли песни под балалайку и виолончель. В охрану стали бросать яйца.
Вскоре полиция начала задерживать участников акции. По данным правозащитника Никиты Томилова, на момент подготовки материала полиция задержала семь человек. Из них трое несовершеннолетние. По словам господина Томилова, еще одного активиста увезли на скорой. По другим данным, задержаны десять человек.
Примерно в это же время появились подробности строительного проекта. Как оказалось, одним лишь строительством храма дело не ограничивается. Тут планируется возвести целый квартал с жилыми и коммерческими зданиями.
По плану храм появится на месте сквера. Многофункциональный центр высотой до 30 этажей и общей площадью в 21 тыс. кв. м займет участок напротив. Появятся и несколько жилых домов, при этом разные по размерам. Один из них должен быть двухэтажным, другой – в 42 этажа. Между зданиями будет построено несколько открытых автостоянок, а также многофункциональная общественно-деловая зона. Не забыли проектировщики и об озеленении – деревья будут. И даже на крыше 30-этажного центра.
Вот только для строительства всего этого проекта необходимо провести инженерные коммуникации. А этому мешают объекты культурного наследия: дома главного начальника 1818 года, ЖК «2 Дом Советов» 1930–1932 гг., дома большевиков 30-х гг., клуба совторгслужащих 1928 года, дома Мишиных 1900-х гг. и дома Петровых 1910-х гг. Сносить их не будут, но ограничения снимут.
Утром в среду строители начали бурить землю у злополучного забора под скважины. К вечеру под охраной сотрудников Росгвардии рабочие установили новый капитальный забор. Охраняли не зря – четырех человек, мешавших работе, задержали. Но встречал митингующих — это не только забор. На поддержку службам охраны порядка пришел ОМОН.
Протестующих стало больше. По некоторым данным, до 5 тыс. человек. Противники строительства храма провели флешмоб «Включи свет», осветив новый сплошной забор фонариками и вспышками камер. Они продолжают требовать остановки строительства.
К двум часам ночи полиция задержала больше 40 человек, передает Znak.com. Среди них оказались трое детей, долгое время к ним не пускали родителей, которым не сообщили о задержании. Среди задержанных куратор образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ Дарья Маликова и председатель свердловского отделения «Открытой России» Владислав Постников.
В Екатеринбургской епархии и пресс-службе Фонда святой Екатерины подчеркивают, что для строительства храма «были проведены все необходимые юридические процедуры». В синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ назвали все происходящее не иначе как попытками расколоть общество.
Местные чиновники выбрали другую стратегию – решили пристыдить протестующих. Вице-мэр города Екатерина Куземка призвала протестующих подумать об имидже Екатеринбурга – из-за протестов из города могут уйти инвесторы.
— Мы рискуем остаться без второй ветки метро, без крупных международных мероприятий. Мне бы хотелось, чтобы организаторы этих акций осознавали масштаб ущерба, который они наносят городу, — заявила она.
Вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько встретился с ректорами вузов и призвал студентов не поддаваться на призывы к нарушению закона. «Зачастую они [студенты] не до конца понимают, что стоит за участием в незаконных акциях и к чему это приводит», — считает он.
Несмотря на то что нынешнее протестное движение является одним из самых громких за последние годы, комментариев со стороны Москвы долго не было. Лишь в среду, 15 мая, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков поддержал сторону властей.
«Несанкционированные собрания, да еще и с действиями, которые идут вразрез с действующими законами, это не то, что можно одобрять и что делает необходимой определенную работу правоохранительных органов», — осудил действия протестующих пресс-секретарь.
К слову, прокремлевские СМИ вообще проигнорировали тему протестов. НТВ посвятил им трехминутный ролик в дневном выпуске новостей, но не показал в вечернем. Единственное упоминание на «Первом канале» было в передаче Ивана Урганта. Россия 1 и Рн-ТФ вообще ничего о протестах говорить не стали.
Некоторые журналисты в большинстве своем открыто поддерживают сторону застройщиков. Владимир Соловьев в эфире радиостанции «Вести.FM» сравнил происходящее с революцией, которая произошла на украинском Майдане. А еще заявил, что «наследники бесов снова устраивают свой шабаш», подразумевая большевиков, уничтоживших храм в 1930 году.
Пока жители Екатеринбурга бьются за сохранение сквера, именно он и страдает больше всего.
«За трое суток противостояния газон и деревья на участке между фонтаном и набережной Рабочей Молодежи стали выглядеть гораздо хуже. И в этом виноваты обе стороны конфликта. Протестующие вытоптали траву на газонах, обклеили стволы деревьев листовками, ободрали кору. Строители сквера в свою очередь пробурили дыры для свай, разобрали плитку для установки забора и завалили газоны частями первого временного забора», — пишет 66.ru.
При подготовке текста использованы материалы 66.ru, The Bell и «Коммерсантъ»