Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Управление общественным мнением в Казахстане, — окончание

818
Фото: Reuters

Государству нужен позитивный имидж, но его формирование не следует путать с оголтелой пропагандой. Подходы нужны более тонкие, а для проверки эффективности требуется знать настроения и нужды сограждан.

Об этом говорится в работе «Роль общественного мнения в эффективном государственном управлении» (авторы — Гульсара Джунусбекова и Айсулу Абенова, опубликовано на официальном сайте КИСИ).

Окончание, читайте также первую часть.

Мнение общественности интересует все больше

Авторы уверены, что общественное мнение уже сейчас включено в управленческий процесс даже на законодательном уровне. Во-первых, для влияния его на власть созданы соответствующие механизмы.

К традиционным институтам вроде выборов и референдумов прибавились еще интернет и институты опросов общественного мнения

При этом опросы не только проводят, но и публикуют его результаты. То есть уже обращают повышенное внимание на самых разных уровнях.

Сама тема актуальна практически во всем мире, по ней регулярно высказывались разные исследователи. В работе приводится несколько примеров от иностранных авторов, причем довольно разноплановых.

Казахстанцы предпочитают развлекательные соцсети — исследование

В частности, немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман отмечает, что группы или лица, желающие завоевать общественное мнение,

должны позаботиться, чтобы их взгляды были приемлемыми для других и не приводили к изоляции

Валерия Франц в своей работе «Управление общественным мнением» пишет о его принципах и методах. По ее мнению, это

симуляция свободы выбора, создание псевдособытий и специфически симулированной виртуальной реальности с помощью СМИ

Тонкости работы с информацией

От зарубежной практики авторы перешли к особенностям отечественной. Для начала определив один из приоритетов развития нашей государственной системы —

это формирование и укрепление позитивного имиджа госслужбы

— Хотелось бы, чтобы это восприятие в СМИ, социальных сетях и в целом в обществе всегда было позитивным. Имидж имеет важное функциональное и статусное значение, он является показателем уровня доверия населения к системе госуправления. И критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований, — утверждают авторы.

Государству

для эффективного управления общественным мнением нужно апробировать информацию

— Учитываются положительные и отрицательные отзывы, которые позволяют корректировать информацию. И только после этого новость распространяется официально, — поясняется в исследовании.

Таким образом, зная потребности общественности, можно управлять им и вносить определенную корректировку.

— Однако всегда следует помнить, что

влияние на общественное мнение не должно подменяться пропагандой, манипуляциями общественным сознанием

Анализ общественного мнения — это один из способов оценки эффективности государственного управления. Он позволяет сравнивать его результаты с интересами и ожиданиями населения. Оценки сограждан, конечно, во многом субъективны. Но за счет массовости и мониторингового режима можно получить более объективные данные.

Власти и обществу нужна обратная связь в реальном времени

Кроме того, данные мониторинга хотя и не руководство к действию, но довольно неплохой «барометр» общественных настроений. Например, сейчас различные аспекты социальной жизни зачастую стремятся решать именно через соцсети. Или даже общественные группы с их же помощью

ищут эффективные механизмы воздействия на политику государства

Этот процесс нужно изучать более детально, чтобы найти наиболее эффективные механизмы взаимодействия власти и общества. В том числе и обратную связь в режиме реального времени.

— Социологические опросы — это один из механизмов для усиления роли общества в государственной политике. В связи с этим независимый мониторинг общественного мнения об эффективности госорганов приобретает особенно важное значение, — утверждается в работе.

Общественные советы доказали свою эффективность — Комитет гражданского общества

Кое-какой вклад вносят общественные советы, о работе которых следовало бы рассказывать побольше. Сейчас в республике их около 230 — от республиканских до региональных. В функции входят:

  • общественная экспертиза различных нормативно-правовых документов;
  • общественные слушания;
  • мониторинг общественно-значимых, социально-значимых вопросов и решений государственных органов.

— В то же время работа общественных советов пока не перешла на тот эффективный уровень взаимодействия общества и власти, на который они были ориентированы, — считают авторы.

Главное — не отстать от жизни

Далее стоит обратить внимание на формат краудсорсинговых платформ в соцсетях (привлечение к решению разных вопросов широкого круга лиц на добровольных началах – прим.). Это дает возможность согражданам участвовать в процессе принятия управленческих решений. По крайней мере представителям активной части общества.

Поскольку к исследованиям привлекают широкую общественность, это поспособствует и открытости законотворческой деятельности, включая стратегические документы.

В пример приводят опыт зарубежных стран. Например:

  • общественный контроль в США (SeeClickFix),
  • краудсорсинг в Великобритании (FixMyStreet),
  • Китай (CCDI)

и тому подобные.

Такой опыт есть и в нашей республике. Например, уже запущен проект «Интерактивная карта общественного контроля».

— Несомненное достоинство краудсорсинга заключается в том, что

он призван обеспечивать интересы различных социальных групп, создавать диалог между государством и обществом,

а также повысить общественный контроль над действиями государственных органов.

Как платформы, так и общественные советы дали нам положительный опыт. Но этого мало. Для дальнейшего вовлечения граждан в процесс управления нужны новые технологии. Особо в работе отмечается, что речь тут не только об активистах, а о намного более широком круге.

«Почему скандалы с чиновниками взрывают общество?» — эксклюзив Екатерины Шульман

— Стремительные изменения, происходящие в казахстанском обществе, требуют адекватного и своевременного анализа общественного мнения. В соответствии с новыми задачами все более остро ощущается необходимость в осмыслении тенденций и динамики происходящих общественных трансформаций, — резюмировали авторы исследования.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter