Общественное мнение можно не только изучать, но и формировать.
Государству нужен позитивный имидж, но его формирование не следует путать с оголтелой пропагандой. Подходы нужны более тонкие, а для проверки эффективности требуется знать настроения и нужды сограждан.
Об этом говорится в работе «Роль общественного мнения в эффективном государственном управлении» (авторы — Гульсара Джунусбекова и Айсулу Абенова, опубликовано на официальном сайте КИСИ).
Окончание, читайте также первую часть.
Авторы уверены, что общественное мнение уже сейчас включено в управленческий процесс даже на законодательном уровне. Во-первых, для влияния его на власть созданы соответствующие механизмы.
К традиционным институтам вроде выборов и референдумов прибавились еще интернет и институты опросов общественного мнения
При этом опросы не только проводят, но и публикуют его результаты. То есть уже обращают повышенное внимание на самых разных уровнях.
Сама тема актуальна практически во всем мире, по ней регулярно высказывались разные исследователи. В работе приводится несколько примеров от иностранных авторов, причем довольно разноплановых.
Казахстанцы предпочитают развлекательные соцсети — исследование
В частности, немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман отмечает, что группы или лица, желающие завоевать общественное мнение,
должны позаботиться, чтобы их взгляды были приемлемыми для других и не приводили к изоляции
Валерия Франц в своей работе «Управление общественным мнением» пишет о его принципах и методах. По ее мнению, это
симуляция свободы выбора, создание псевдособытий и специфически симулированной виртуальной реальности с помощью СМИ
От зарубежной практики авторы перешли к особенностям отечественной. Для начала определив один из приоритетов развития нашей государственной системы —
это формирование и укрепление позитивного имиджа госслужбы
— Хотелось бы, чтобы это восприятие в СМИ, социальных сетях и в целом в обществе всегда было позитивным. Имидж имеет важное функциональное и статусное значение, он является показателем уровня доверия населения к системе госуправления. И критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований, — утверждают авторы.
Государству
для эффективного управления общественным мнением нужно апробировать информацию
— Учитываются положительные и отрицательные отзывы, которые позволяют корректировать информацию. И только после этого новость распространяется официально, — поясняется в исследовании.
Таким образом, зная потребности общественности, можно управлять им и вносить определенную корректировку.
— Однако всегда следует помнить, что
влияние на общественное мнение не должно подменяться пропагандой, манипуляциями общественным сознанием
Анализ общественного мнения — это один из способов оценки эффективности государственного управления. Он позволяет сравнивать его результаты с интересами и ожиданиями населения. Оценки сограждан, конечно, во многом субъективны. Но за счет массовости и мониторингового режима можно получить более объективные данные.
Кроме того, данные мониторинга хотя и не руководство к действию, но довольно неплохой «барометр» общественных настроений. Например, сейчас различные аспекты социальной жизни зачастую стремятся решать именно через соцсети. Или даже общественные группы с их же помощью
ищут эффективные механизмы воздействия на политику государства
Этот процесс нужно изучать более детально, чтобы найти наиболее эффективные механизмы взаимодействия власти и общества. В том числе и обратную связь в режиме реального времени.
— Социологические опросы — это один из механизмов для усиления роли общества в государственной политике. В связи с этим независимый мониторинг общественного мнения об эффективности госорганов приобретает особенно важное значение, — утверждается в работе.
Общественные советы доказали свою эффективность — Комитет гражданского общества
Кое-какой вклад вносят общественные советы, о работе которых следовало бы рассказывать побольше. Сейчас в республике их около 230 — от республиканских до региональных. В функции входят:
— В то же время работа общественных советов пока не перешла на тот эффективный уровень взаимодействия общества и власти, на который они были ориентированы, — считают авторы.
Далее стоит обратить внимание на формат краудсорсинговых платформ в соцсетях (привлечение к решению разных вопросов широкого круга лиц на добровольных началах – прим.). Это дает возможность согражданам участвовать в процессе принятия управленческих решений. По крайней мере представителям активной части общества.
Поскольку к исследованиям привлекают широкую общественность, это поспособствует и открытости законотворческой деятельности, включая стратегические документы.
В пример приводят опыт зарубежных стран. Например:
и тому подобные.
Такой опыт есть и в нашей республике. Например, уже запущен проект «Интерактивная карта общественного контроля».
— Несомненное достоинство краудсорсинга заключается в том, что
он призван обеспечивать интересы различных социальных групп, создавать диалог между государством и обществом,
а также повысить общественный контроль над действиями государственных органов.
Как платформы, так и общественные советы дали нам положительный опыт. Но этого мало. Для дальнейшего вовлечения граждан в процесс управления нужны новые технологии. Особо в работе отмечается, что речь тут не только об активистах, а о намного более широком круге.
«Почему скандалы с чиновниками взрывают общество?» — эксклюзив Екатерины Шульман
— Стремительные изменения, происходящие в казахстанском обществе, требуют адекватного и своевременного анализа общественного мнения. В соответствии с новыми задачами все более остро ощущается необходимость в осмыслении тенденций и динамики происходящих общественных трансформаций, — резюмировали авторы исследования.