Россия в очередной раз запретила импорт отдельных видов продуктов из Беларуси. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны руководства страны: Минск даже пригрозил приостановкой работы трубопровода, по которому в Европу уходят российская нефть и нефтепродукты.
10 апреля Россельхознадзор принял решение запретить ввоз яблок и груш из Беларуси. Причиной стало подозрение, что
под видом белорусской продукции в Россию ввозятся продукты из санкционных стран
Только за первую неделю апреля на границе государств были задержаны 36 машин с фруктами, но без документов.
«Указанное подтверждает неправомерность допускавшегося ранее оформления белорусской стороной фитосанитарных сертификатов», — отметили в Россельхознадзоре.
Двумя неделями ранее ведомство запретило ввозить в Россию турецкие груши через территорию Беларуси. Ранее товар попадал на прилавки магазинов РФ напрямую из Турции, но с марта значительно вырос их реэкспорт Беларусью.
«Указанное вызывает у Россельхознадзора сомнение в легальности таких поставок и недоверие к сведениям, указанным в белорусских реэкспортных сертификатах», — говорится в сообщении ведомства.
Это далеко не первый раз, когда российская сторона ограничивает импорт сельхозпродукции из Беларуси. Чаще всего продавцов подозревают в продаже санкционной продукции.
Однако далеко не всегда подобные действия Россельхознадзора вызывают критику со стороны руководства Беларуси. 11 апреля Александр Лукашенко жестко раскритиковал политику Москвы. Сначала он отметил, что Россия «все больше и больше вводит санкций» против Минска.
Ситуацию с запретом на продажу яблок он оценил как то, что Россия закрывает рынок для Беларуси
«Сами находятся под санкциями и осуждают это, и я тут их абсолютно поддерживаю. Но в то же время подобным оружием воюют против ближайших своих союзников», — цитирует белорусского лидера его пресс-служба.
Со своей стороны, Беларусь, по словам Лукашенко, всегда поддерживает Россию. Например, около полутора лет назад возникла необходимость ремонтировать идущие через Белоруссию нефтепровод и нефтепродуктопровод. Их «надо было бы» закрыть, но Минск этого не сделал, а ремонтировал их «в авральном порядке». Потому что понимал, что это нанесет ущерб России — по этим трубопроводам идет «главный экспортный продукт» Москвы.
Именно эти трубопроводы и могут стать орудием мести за действия России. Президент Беларуси заявил, что теперь страна будет действовать иначе.
«Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом.
Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», — сказал Лукашенко
Позицию Лукашенко поддержал и вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко. По его словам, нефтепровод необходимо было закрыть на регламентные ремонтные работы. Полтора года назад, отметил Петришенко, приняли решение провести ремонт, не перекрывая трубопровод. Но сейчас «в связи с подходами, связанными с экологией, элементами зеленой экономики» сделать это невозможно, подчеркнул глава белорусского правительства.
Власти Беларуси должны принять «соответствующие меры», сказал президент и потребовал от правительства доложить ему о ситуации на следующей неделе.
В России на заявления Лукашенко отреагировали достаточно оперативно.
В Кремле ответили, что их тональность не соответствует отношениям союзных государств
Чуть позже о состоянии трубопровода высказался и советник президента «Транснефти», пресс-секретарь Игорь Демин:
«В целом состояние нефтепроводов признано удовлетворительным. Выявленные дефекты не требуют аварийной остановки для их ликвидации, — заверил он. — В случае необходимости «Транснефть» готова предоставить свои возможности для помощи в ликвидации выявленных дефектов нашим белорусским коллегам».
Однако дело может быть не в состоянии трубопровода и даже не в яблоках. «Коммерсантъ» считает, что таким образом
Лукашенко пытается добиться уступок от России. В частности, по цене на газ
«Вопросы транзита энергоресурсов (через Беларусь также идет транзит газа) всегда были центральными при любых конфликтах между Россией и Беларусью.
В последний раз острый конфликт возник в 2017 году из-за спора по цене российского газа для этой страны — тогда Москва ограничила Минску поставки беспошлинной нефти и вопрос удалось решить.
Сейчас споры идут о компенсации последствий налогового маневра, а также о цене на газ с 2020 года. Напомним, Беларусь уже прибегала к остановке транзита на неделю в 2007 году на фоне разногласий по стоимости газа», — пишет издание.
При этом тут считают, что Минск не решится на остановку трубопровода – им это просто невыгодно.
«Экспортные пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут вместо российского в белорусский бюджет — при текущих ценах на нефть это примерно 585 млн долларов в год. Если транзита не станет, этих денег Минск не получит, как и собственно платежей за транзит.
Кроме того, российская сторона может в качестве ответной меры ограничить поставку в Беларусь беспошлинной нефти, альтернативы которой у Минска нет», — пишет «Коммерсантъ».
При подготовке статьи были использованы материалы РБК и «Коммерсантъ»